Родион Икаров
СТРАННИК, СЛЕДОПЫТ, МАРСИАНКА
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Е. Пермяков, 1999
Уральский следопыт.- 1999.- 10.- С. 58-59.
Любезно предоставлено Д. Бахтеревым, 2002 |
Наступила осень. Пора сбора второго за этот год урожая на санкт-петербургской земле. Вот такая фантастическая картина.
Однако не стоит удивляться. Все дело в том, что Северная Пальмира с каких-то пор заимела целых два конвента фантастики: майский "Интерпресскон" и сентябрьский "Конгресс фантастов России". И ничего в том нет удивительного, ведь мероприятия эти друг от друга весьма отличаются. Составами жюри, механизмом голосования, в конце концов, призами. Если на "Интерпрессконе" осчастливливают Бронзовыми Улитками и Интерпрессконами, то на "Конгрессе" - "Мечами" (жанровые премии) и "Странниками". И совсем даже неважно кто какую скульптурку почитает престижней. Важно, что призов этих много. И никто не уходит обиженным.
Вот и на четвертом "Конгрессе фантастов России" помимо четырех "обязательных" Мечей нашел своего обладателя и пятый, специальный. Специально для Ника Перумова учрежденный. А вслед за восемью основными "Странниками" были вручены два "закулисных" - дорогим гостям. Про новые "номинации" - призы фильму-легенде и Мастеру издалека, и говорить-то неудобно - все-таки не последним людям вручены.
Но - вернемся к началу, и обо всем по порядку.
С 23 по 26 сентября 1999 года в городе Санкт-Петербурге прошел четвертый "Конгресс фантастов России". И действительно, это был КОНГРЕСС, на нем присутствовало много ФАНТАСТОВ и они собрались в Питер со всей РОССИИ. Хотя и не только. Поддержали их своим присутствием и собратья по перу ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Балтии. Почетными же гостями случились известные американские фантасты Пол Андерсон и Роберт Шекли (оба - с супругами).
Хорошая гостиница, обеды в ресторанах, фуршеты, автобусы на все мероприятия... Сплошной комфорт.
Были пресс-конференции (с переводчиками для тех, кто не разумел либо английского, либо русского). Были выступления писателей, интервью и телесъемки. Были внеплановые тусовки, разговоры "за жисть". Были "просветительские" акции - когда писатели живьем сидели за прилавками книжных магазинов и подписывали покупателям книги.
Как уже говорилось, призов было много. Из тех, что еще не упомянуты - малый Золотой Остап, доставшийся петербуржскому фантасту нового поколения Александру Етоеву за повесть "Бегство в Египет", и Паладин фантастики - старейшему местному писателю Вадиму Сергеевичу Шефнеру.
Сами же "Странники" вручались по восьми уже традиционным категориям. Лучшему художнику: Яне Ашмариной. Лучшему издательству: ЭКСМО. Лучшему переводчику: А. Лактионову (как поведал собравшимся главный редактор издательства АСТ, принимавший приз, это какой-то слишком засекреченный псевдоним). Лучшему редактору или составителю: Александру Ройфе, уже несколько лет ведущему рубрику фантастики в одной из самых книжных российских центральных газет "Книжное обозрение".
А теперь главная новость для уральцев: по разделу "критика, публицистика, литературоведение" призом "Странник" отмечен Игорь Георгиевич Халымбаджа, екатеринбуржский писатель, библиограф, критик, литературовед, вдохновитель-организатор многих фестивалей "Аэлита", а в последние годы ко всему прочему и редактор журнала "Уральский следопыт". Этот замечательный человек, чьими стараниями (в том числе) поднималась отечественная фантастика после застойных семидесятых, в марте текущего года скоропостижно покинул нас, но дело его жизни продолжает не только приносить плоды в виде призов и премий, но и быть востребовано все в больших и больших количествах (по всей стране как профессионалы фантастики, так и любители с нетерпением ждут выхода в свет его "Словаря фантастов и сказочников", тиражирование которого, по новым данным, намечено на весну 2000 года). Отмеченной оказалась статья Игоря Георгиевича "Фантастический самиздат", опубликованная в московском журнале фантастики "Если" в 1998 году.
Остальные "Странники" были вручены за лучшие художественные произведения. По категории малая форма: Андрею Саломатову (рассказ "Праздник"). Средняя: Александру Етоеву ("Бегство в Египет"). Крупная: Сергею Лукьяненко (роман "Ночной Дозор").
Полу Андерсону был преподнесен вновь учрежденный приз Мастер издалека. Те же два "закулисных" "Странника", обладателей которых объявили на послеторжественном фуршете, достались Роберту Шекли и японскому переводчику, завсегдатаю петербургских "Конгрессов" Норихиро Ооно. Еще один высокий гость - Донатас Банионис, был отмечен как актер отечественного фантастического фильма-легенды "Солярис".
И чтобы завершить тему призов: жанровые "Мечи" вручались: "Меч Руматы" (героико-романтическая фантастика) - Юрию Брайдеру, Николаю Чадовичу (роман "Между плахой и секирой"); "Меч в зеркале" (альтернативная история) - Андрею Лазарчуку, Михаилу Успенскому (роман "Посмотри в глаза чудовищ"); "Лунный Меч" (фантастика ужасов) - Марине и Сергею Дяченко (роман "Пещера"); "Меч в камне" (фэнтези) - Евгению Лукину (роман "Катали мы ваше солнце").
Чем же еще, кроме награждений, запомнился четвертый "Конгресс фантастов"?
Странным (потому как разным) отношением к американским гостям. Если Р. Шекли утомился отвечать на вопросы всевозможных корреспондентов и просто желающих поболтать со знаменитостью, то вроде бы ничуть не менее популярный П. Андерсон словно ребенок радовался тем немногим фэнам, кто подходил к нему хотя бы с просьбой об автографе.
Еще - стремлением большинства участников конвента острить. Чего стоит реакция того же Михаила Успенского на безобидный вопрос иностранки, пожелавшей прокатиться на лифте вниз: "Я не даун, - обиделся красноярский писатель. - Я нормальный!" (По-английски слово "вниз" - down).
Были осмеяны и получили свои новые имена некоторые скульптуры и скульптурные группы, мимо которых провозили "конгрессменов" на автобусах (например, чугунный пожарный в момент был окрещен "Русским Лаокооном", памятник кому-то из русских флотоводцев едва не облачили в тельняшку, etc.). Ну а выступления большинства писателей вообще нельзя назвать серьезными.
Еще. Харьковско-киевская пятерка авторов (Г.Л. Олди, А. Валентинов и М. и С. Дяченко) приурочила обнародование своего совместного романа "Рубеж" именно к этому "Конгрессу". Так вот, в кулуарных беседах тут же возникла идея создания "российской" сборной, которой следовало бы написать что-нибудь типа "Антирубеж" или "Зарубеж".
Самым популярным на пресс-конференциях вопросом (правда, как выяснилось, он не оригинален; еще на прошлом "Конгрессе" таким образом острили все кому не лень) был: "Как вы пишете вдвоем?" Причем писателям-одиночкам он задавался с не меньшим рвением.
Однако пришло время отворотить свой взор от северной столицы. "Конгресс фантастов России" - это, безусловно, хорошо. Но ведь и у нас есть чем похвалиться. Что было бы с обоими питерскими конами, не подними в свое время редакция журнала "Уральский следопыт" свой собственный всесоюзный фестиваль фантастики "Аэлиту", первый и единственный по ту пору? В какую сторону пошло бы развитие отечественной фантастики, не печатай ее с невероятным энтузиазмом на страницах того же "Уральского следопыта" Виталий Иванович Бугров (ушедший от нас сразу после окончания "Аэлиты-94" - сердце не выдержало запредельных нагрузок)? А каково было бы положение в уральском регионе теперь, не найдись впоследствии спонсоров для поднятия старейшего в нашей стране фестиваля фантастики практически из пепла?..
Что и говорить, Екатеринбург никогда не был на периферии фантастики, он славен такими людьми, как писатели-фантасты Владислав Петрович Крапивин и Сергей Александрович Другаль - лауреаты "Аэлиты", И. Давыдов, С. Слепынин, М. Немченко; художник Евгения Ивановна Стерлигова (лауреат приза им. И. Ефремова), "нарисовавшая" огромное количество книжных и журнальных публикаций фантастики как уральских, так и "иноземных" авторов; редакторы, библиографы, составители фантастики Виталий Иванович Бугров, Игорь Георгиевич Халымбаджа, Сергей Иванович Казанцев (тоже неоднократно отмеченные призами). И многими другими.
Наступила осень. Но не вянут листы журнала "Уральский следопыт". С приходом в редакцию новых людей, с мобилизацией сил прежних ее членов оживает один из самых популярных еще в начале девяностых годов журнал, чей тираж когда-то достигал аж полумиллиона.
А весной пройдет этапный фестиваль фантастики "Аэлита-2000", на котором его организаторы предполагают использовать богатый опыт, накопленный за прошедшие годы, и сделать из конвента незабываемый праздник.
Фантастика, как литература о необыкновенном, заставляет нас верить в чудеса. Что ж, мы готовы! Дайте нам ЧУДО!
|