А. Ройфе
«ИНТЕРПРЕССКОН-97»: ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© А. Ройфе, 1997
Книжное обозрение. - 1997. - 20 мая. - ( 20). - С. ?
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Главным событием фестиваля фантастики, который по традиции был проведен в начале мая под Санкт-Петербургом, стало вручение авторитетных литературных премий "Бронзовая Улитка" и "Интерпресскон". О том, кому достались эти награды и как проходил сам форум, рассказывает наш корреспондент.
Начнем с имен победителей. Звание лауреата "Бронзовой Улитки". (персональный приз Бориса Стругацкого) завоевали:
по категории "Крупная форма" - Вячеслав Рыбаков (за роман "Дерни за веревочку");
по категории "Средняя форма" - Борис Штерн (за повесть "Да здравствует Нинель!");
по категории "Малая форма" - Николай Ютанов (за рассказ "Аманжол");
по категории "Критика, публицистики" - Эдуард Геворкян (за статью "Бойцы терракотовой гвардии").
Любопытно, что в нынешнем году выбор мэтра пал на два произведения, которые были написаны больше десяти лет назад, а напечатаны только в 1996-м ("Дерни за веревочку" и "Аманжол"). Многие участники форума усматривали в этом факте косвенное подтверждение современной тенденции, состоящей в снижении общего уровня публикуемых НФ-текстов на фоне резкого увеличения их количества...
Обладателей премии "Интерпресскон" на сей раз оказалось существенно больше обычного - семь вместо четырех. Вот кому отдали предпочтение гости фестиваля, принявшие участие в голосовании:
по категории "Крупная форма" - Александр Громов (за роман "Мягкая посадка");
по категории "Средняя форма" - Михаил Успенский (за повесть "Змеиное молоко");
по категории "Малая форма" - Евгении Лукин (за рассказ "Словесники");
по категории "Критика, публицистика" - Евгений Харитонов (за статью "В мирах Бездны Голодных Глаз");
по категории "Художник" - Яна Ашмарина;
по категории "Издательство" - "ACT";
по категории "Сверхкороткий рассказ" (приз "Мини-Интерпресскон") - Андрей Щербак-Жуков (за миниатюру "Сказка про Маленькую Планету и Сексуальную Революцию").
Стоит отметить, что в двух номинациях ("Средняя форма" и "Критика, публицистика") борьба была особенно острой. Повесть Михаила Успенского совсем ненамного опередила "Первый год Республики" Льва Вершинина, а разрыв между статьей Евгения Харитонова (она посвящена творчеству Г. Л. Олди) и работой Эдуарда Геворкяна (в ней рассказывается об отечественной НФ последних десятилетий) и вовсе составил одно очко. Так что церемония вручения премии отнюдь не была лишена элемента интриги...
Что касается рабочей программы фестиваля, то она оказалась довольно-таки насыщенной. Был прочитан ряд докладов (лучшим, по общему мнению, стало сообщение Святослав.) Логинова о классификации драконов и их истинной природе), состоялись семинары по авторскому праву и по книжной торговле Немалый интерес вызвала пресс-конференция генерального спонсора "Интерпресскона-97" - издательства "Северо-Запад". Представители издательств рассказали, в частности, о том, что в скором времени они планируют выпускать по 5-6 фантастических книг в месяц (по одной на каждую из своих серии), причем к сотрудничеству будут активно привлекаться ведущие российские авторы жанра.
Итак, очередной "Интерпресскон" отошел в историю. И если подыскивать ему краткую характеристику, то ею, как представляется, может служить словосочетание "в меру". Всего было в меру - страстей, разочаровании, приятных сюрпризов... Лишь представителей СМИ приехало на фестиваль неожиданно много. Журналисты V канала ТВ, "Огонька", "Литературной газеты", петербургских изданий, вдохновившись примером "КО", собрались рассказать своим читателям и зрителям об этом немаловажном культурном событии. Что ж, коллеги, давно пора!
|