Л. Нукневич
ИНТЕРПРЕССКОН, СТРАННИК, БРОНЗОВАЯ УЛИТКА
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Л. Нукневич, 1994
Книжное обозрение. - 1994. - 24 мая. - ( 21). - С. ?
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2000 |
... А все же странным было это действо, донельзя, до фантасмагоричности странным.
Представьте себе:
Репино, что под Санкт-Петербургом, весна, май, первые по-настоящему теплые, почти что уже и летние дни, пятиэтажный корпус пансионата, в виду елового бора и с бдительным молодым человеком при входе, впускающим внутрь только участников конференции и исключительно по пропускам; сами участники, при встречах едва ли не бросающиеся в объятая друг другу, от радости; неторопливые- какая роскошь в нынешнее-то суетливое время!- семинары, на которых докладчики и участники пытают друг друга вопросами о том, например, служил ли британской или какой-нибудь еще разведке советский писатель-фантаст Иван Ефремов, или о перспективах развития в российской литературе жанра "HORROR", или о том, больше ли в родном отечестве поэт, чем поэт, или об эротических мотивах в произведениях братьев Стругацких.
А тем временем рядом, в том же бору и на лугах, фланируют очень старые и усталые люди, обитатели соседнего корпуса пансионата, лениво греются на
теплом солнце вальяжные коты и шныряют голодные бездомные собаки, рассчитывая, не без основания, на остатки с "барского" стола, сиречь табльдота участников конференции...
Все, вместе взятое, составляет некий отчетливо и подчеркнуто диковинный оазис. Или, если угодно, корабль-призрак с особой командой писателей-фантастов и прочего люда. имеющего к ним, к писателям, прямое или косвенное отношение.
Если же продолжить сравнение с кораблём, на флаге его уместно было бы начертать три знакомые буквы: SOS! ("Спасите наши души".) Души писателей, которым опять впору писать в стол - не публикуют, не знают, не любят; читателей, забывающих имена русских писателей, издателей, которые и рады бы не дать их забыть, да спрос порождает предложение.
Слава богу, здесь, в Репино, не искали виноватых и мальчиков-девочек для битья, а просто по-человечески радовались общению, наградам, нашедшим победителей, обильной кормежке, теплу, солнцу и возможности сообща подумать, что же день грядущий нам готовит. О том, что же именно готовит, ни у кого, похоже, иллюзий нынче нет ничего, прямо скажем, хорошего.
Ни один из гордиевых узлов современной ситуации в книгоиздательстве и писательских (вкупе с читательскими) судеб развязать, как и следовало ожидать, не удалось. Разве что дружно отметили наметившуюся будто бы тенденцию повышения интереса к отечественной литературе. Впрочем, дружно, но не хором: искус выдать желаемое за действительное грозит обернуться крахом не только для издателей, но и для самих писателей, потому с протезами и оценками никто теперь не поспешает.
Вопросы же, с которыми прибыли в Репино, по большей части остались без ответов. Что как бы и нормально, на иное, собственно, рассчитывать было бы наивно.
Но, ближе к финалу, народился еще один вопрос, на самую, так сказать, злобу дня.
Что если отставить в сторону и безусловно самоценную, но безумно дорогую по нынешним временам возможность творческого общения людей, приехавших в Репино, и приятность акции парада награждения победителей? Что если определять, кто чего стоит в ряду профессионалов по гамбургскому счету не в столь экстраординарной (с точки зрения затрат) обстановке?
Если это оставить "за кадром", что останется в активе конференции? Искреннее спасибо ее устроителям и спонсорам, и все же - что еще?
Честно сказать, не знаю.
Но, может быть, от добра добра не ищут?
Однако встреча задумывалась как встреча профессионалов - профессиональных писателей, критиков. читателей, издателей, книготорговцев. Все они - наличествовали, однако именно профессионального разговора не получилось, несмотря даже на исключительно тонкое и умное водительство Бориса Натановича Стругацкого и все старания устроителей.
Для профессионалов, видимо, приспело время разговаривать на ином, пусть и не слишком милом, но неизбежном языке маркетинга. А коль скоро так, и встречи их заведомо должны принять иную форму. Какую, например? Например, существуют же теория и опыт деловых игр специалистов с точно сформулированными вопросами, задачами, последующими рекомендациями. Можно бы обсудить, скажем, как вводить в литературу новое имя, как прогнозировать успех того или иного издания, как именно в российском ареале должна строиться рекламная кампания, что читают нынче, кто читает, что, предположительно, захотят читать завтра, и прочая, и прочая.
Говорят, правильно поставить вопрос - значит в большой степени на него уже и ответить. Может быть, стоит подготовить новые, другие вопросы для будущих встреч "ИНТЕРПРЕССКОНА"?
Людмила Нукневич
Рига-Репино
P. S. Николай Юрьевич Ютанов, один из организаторов и спонсоров конференции, в приватной беседе как бы мельком обронил мысль, что довольно уже издателям играть в прятки друг с другом, из всего и вся делая тайны, тайны и еще раз тайны. Чтобы выжить хотя бы немногим из многих, может быть, пора объединить силы и умы лучших. Может быть...
|