Лариса Бочарова
ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГОВ
|
КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ |
© Л. Бочарова, 1997
На смену! (Екатеринбург).- 1997.- 31 мая.- ( 59 (15321)).- С. 6.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
КАК чувствовал бы себя человек, вернувшийся с Марса, в парижском кафе? Неуместно. Ни о чем другом, кроме марсианских пейзажей, он думать не может - а кругом такая обыденная, хотя и приятная жизнь с мелкими сердечными драмами, красивыми девушками, коньяком, богемой... Он бы и рад раствориться в этой жизни, где нет ни опасности, ни смерти, ни напряжения - да не может, она сейчас ему не по размеру. И поделиться не с кем. Вот начни он рассказывать про Марс тому господину с интеллигентной бородкой - тот пальцем у виска покрутит. Или послушает вежливо и ответит: интересно, молодой человек, но все-таки реальная жизнь идет на Земле, и она гораздо важнее". И, может быть, будет прав.
Так чувствует себя человек, включенный в Движение Ролевых Игр, среди всех прочих людей. Поэтому писать о Ролевых Играх сейчас, когда этому движению семь лет (без единичных "прорывов", которые были и в 80-е годы), неимоверно трудно. Сами "ролевики" отслеживают все, что пишется о них - и реагируют скептически: ведь, как правило, написанное несет на себе отпечаток "ноу-хау" и щенячьего восторга ("Как прекрасен Марс!"), либо наоборот, недоуменного осуждения ("От жизни на своем Марсе спрятались, романтики им захотелось!"). То же, что пишут ролевики сами о себе, понятно и интересно им, оно вызывает споры, высвечивает их внутренние проблемы - но для остальных обитателей Земли абсолютно непригодно, сложно и нечитабельно ("пространственно-временной континуум над системой каналов разрежен.."). Эти их статьи оседают в "самиздатовской прессе", выпускаемой специально для внутреннего пользования: московских журналах "Талисман" и "Мое королевство", листовках типа "Черного баклана" и "Красного петуха", новокузнецкой газетке "Четвертая эпоха" или омском издании "Форпост". Существует мистификационная газета "Валимарская явь", где пишется о наших земных проблемах - но с точки зрения "марсианского мира" (в данном случае это мир "Сильмариллиона" и "Властелина колец" Дж. Р.Р. Толкиена), там нет "технологических" статей, а есть фантастическая публицистика: рецензии на неснятые фильмы, репортажи о несуществующих войнах, предвыборные программы никогда не рождавшихся политических лидеров, программа нетранслируемых телепередач... Это литература "второй степени", жизнь книжных персонажей в условиях современности. Кстати, и собственно "литературы" среди ролевиков пишется немало: это проза, песенные тексты и стихи, выходящие в сборнике "Конец эпохи", раскиданные по листовкам и даже изданные отдельными книгами: "Крылья черного ветра" Натальи Васильевой (под псевдонимом Ниеннах) и "Миры, что рядом" Алексея Свиридова. Взаимодействие с "внешним миром есть - но осуществляется оно чаще всего не напрямую, а через искусство.
Итак, что это за загадочное движение, распространившееся с 90-го года со скоростью чумы от Санкт-Петербурга до Владивостока с фрагментарным включением Украины, Белоруссии и, возможно, остальных бывших "союзных республик" (информации нет, мешает "большая политика")?
У него два "прародителя": психотерапия с выходом на экспериментальную педагогику и английский профессор лингвистики писатель Джон Рональд Руэл Толкиен. Первая создала методологию, второй создал мир. Первая сказала "как", второй "сказал "где". Игровой бум захватил Америку в 60-е годы. До России, как сексуальная революция, он докатился сейчас.
Ролевики - это люди, играющие в литературные или исторические сюжеты полным погружением. Началось все, конечно, с Толкиена, который создал "Вторичную" реальность, столь же мощную, как мир за окном. Почти библейскую историю "другого" мира, стоящего, несмотря на сказочность, на "наших" основах - Бог и Дьявол, добро и зло, выбор между тьмой и светом, который делает каждый. Но проще прочитать профессорские книжки, они изданы огромным тиражом. Интересно другое: Россия, как всегда, идет собственным потаенным путем. Очень скоро выяснилось, что играть можно во что угодно, не только в мир "Властелина колец". Под играми вскрылся огромный познавательный пласт, и стало возможно воспроизводить не только литературу, но и реальную историю (не "марсианскую", а земную), реальную этнографию, реальную теологию... Сейчас от Толкиена осталась многосерийная мыльная опера "Хоббитских Игр", идущих ежегодно в разных регионах страны (вариант олимпиады), остальное пространство заполнено весьма прихотливо. Здесь располагаются "Иудейские войны" (97 год, Тюмень), "Осада Ла-Рошели" (97 г., Тюмень. Делается по "Трем мушкетерам"), "Князь Света" (Р. Желязны, индийский пантеон. 95 Барнаул), "Древняя Греция"" (Троянская война, греческий пантеон, 97 г., Орск), "Арканар" ("Трудно быть богом", моделируется религия и этнос, 97 г., Москва), "Русские сказки" (славянская мифология, 97 г., Санкт-Петербург), "Апокриф" (первые дни христианства, с Пилатом и Иродом, 96 г., Екатеринбург), "Миф Обсидиана" (моделируется Апокалипсис, 95 г., Новосибирск), "Осада Монсегюра" (Франция, 13 в., моделируется религиозный конфликт между католиками и ересью катаров, 94 г., Екатеринбург), "Каролинги" (каролингское возрождение, 8-9 в., Франции, 96 г., Москва), "Древняя Русь" (Екатеринбург, идет регулярно, моделируются религиозные и политические конфликты), "Айвенго" (96 г., Екатеринбург, то же самое, но в туманном Альбионе), "Завоевание Рая" (Крестовые походы с полным выходом на теологию и игровыми Небесами, 97 г., Екатеринбург). Все это разбавлено двухдневными региональными играми "общефеодального" характера по реальным и фантастическим сюжетам. Кроме того, трижды в год - в ноябре, феврале и марте - по стране идут ролевые Конвенты ("Зиланткон", Казань; "Сибкон", Томск; "Веркон", Екатеринбург) с обязательными атрибутами - рыцарским турниром, турниром менестрелей (иногда - песенный концерт) и балом. В промежутках между всем этим находятся игры класса Д&Д ("настольные") и павильонные однодневки...
Охватить все это великолепие глазами и разумом едва ли возможно. На поверхности "большого мира" - в прессе, на TV, в молодежных программах политиков - нет ничего. А то, что появляется, - капля в море. Кому-то когда-то КДМ выдал разовый грант, кого-то где-то пригрел РСМ, кто-то кого-то обвел вокруг пальца и что-то "выбил"... Внешнему миру не интересны марсианские завоевания...
А между тем эти завоевания - для нас. Даже беглого взгляда на приведенный выше список игр хватает, чтобы увидеть: основной акцент в них делается на область духа. Все, что связано с философией религии и ее историей, ее формами и аспектами - прорабатывается и изучается в играх с огромным интересом. Ролевики не играют в игрушки, а познают метафизические основы реального мира. Того самого, в котором все мы живем. Они заняли ту нишу, которую не захватили университетские преподаватели религиеведения, обошли церковники, проигнорировал социум. И они - защищены. Ни один из них (а это несколько десятков тысяч) не попал на крючок тоталитарной секты, не пошел в нацисты, не стал наркоманом, бандитом или "новым русским". Они нормально адаптированы в социуме: работают программистами, психологами и хирургами, преподавателями в школах и на университетских кафедрах, заняты в сфере рекламы и сфере средств массовой информации. Они - представители гуманитарной и технической интеллигенции. Это молодое поколение, не выбравшее "Сникерс". По большому счету, это те, на кого должна делать ставку Россия.
Но она ее не делает.
Так что - все плохо? Отнюдь. Пока страна ведет войны (игра типа "милитари"), занимается политическими дрязгами (игра типа "интрига"), делится на куски и склеивает их снова (игра типа "феодалка"), ролевики озволяют себе жить нормальной жизнью, не участвуя в бездарно сделанных и прогнозируемых наперед сюжетах.
Значит - все хорошо? Как сказать. Ролевики - обычные люди, не считающие себя подвижниками и миссионерами. В их среде бывает" всякое: и ссоры, и вылет с работы, и конфликты с семьей, и безденежье, и идейные склоки. Движение Ролевых Игр - не панацея от житейских бурь. Но все люди, входящие в него, неизбежно сталкиваются с вечными проблемами и вечными ценностями человеческой жизни, будь то верность, милосердие, любовь, Бог, душа, красота, в противовес лицемерию и лжи окружающего мира. Если начало XX века названо "сумерками богов" - то конец его можно определить как их возвращение. А боги всегда выбирают молодость. Поскольку тогда для благой вести остается вся жизнь...
|