Ю. Зубакин
КОСМИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР НА ПРИВЯЗИ
Фантастика в филателии
|
12 мая 1965 года в Панаме выпущена серия почтовых марок «Использование атомной энергии во Вселенной», состоящая из 6 марок и блока (Michel № 818–823, block № 34). Почтовые миниатюры отпечатаны в Боготе, в типографии «Thomas de la Rue de Colombia S. A.», а рисунки выполнил Имре фон Мосдосси (1904–1995) – колумбийский художник венгерского происхождения.
|
Панама, 1965 год
(Michel № 817)
|
Интересна марка номиналом 0,21 бальбао (Michel № 817) с изображением фантастического космического корабля. Поясняющие надписи под рисунком: «Атомный космический корабль», «Проект «Lockheed», США», «Буксировка, для защиты от радиации, ядерного блока».
Марки выпущены в листах по 100 шт., а на полях марочных листов изображены:
- атом;
- космический корабль «Джемини–3»;
- планируемый, по программе «Джемини», выход астронавта в открытый космос;
- астронавт Вирджил Гриссом;
- астронавт Джон Янг.
Также выпущена беззубцовая марка в изменённом цвете (Michel № 823).
|
Панама, 1965 год
(Michel block № 34)
|
Помимо марок, выпущен почтовый блок (Michel block № 34), на одной из марок которого также появился фантастический космический корабль. Вверху показан блок и увеличенный фрагмент с маркой.
|
Панама, 1965 год
(Michel block № 35)
|
Также выпущен блок с беззубцовыми марками и в изменённых цветах.
У блоков есть устойчивая разновидность, не описанная в генеральных филателистических каталогах – разный клей. Вверху показаны фрагменты лицевой (вверху) и оборотной (внизу) сторон блоков с тёмным (слева) и светлым (справа) клеем. Хорошо видно, что из-за тёмного клея на обороте, краски на лицевой стороне выглядят темнее, чем на блоках со светлым клеем.
Помимо марок, рисунок этого космического корабля появился и на конвертах первого дня.
Работая над рисунком марки, художник Имре фон Мосдосси воспользовался иллюстрацией американца Гарольда Вилсона Мансона (1920–2005), который в конце 1950-х сотрудничал с компанией «Lockheed». Для наглядности художник изменил размеры – кажется, что длина кабеля несколько метров, хотя по проекту расстояние между реактором и космическим аппаратом – одна миля.
На рисунке Мансона изображена идея космического корабля с ядерным реактором, которую летом 1959 года представила компания «Lockheed». Информационное агентство «Associated Press» передала заметку об этом проекты в периодические издания, и некоторые из них её напечатали. Привожу перевод статьи из газеты «Ellensburg Daily Record» (1959. – June 24. – p. 1):
Теперь возможен ядерный космический корабль
Сиэтл (АП). В среду космические учёные сообщили, что сейчас может быть построен космический корабль с питанием от реактора, который может лететь с космической скоростью в течение года.
Устройство будет состоять из ядерного реактора размером примерно с нефтяную бочку, пассажирской кабины и куска коаксиального кабеля длиной в одну милю. В космосе реактор будет на одном конце кабеля, а кабина на другом.
В этой установке реактор поставляет электрический ток, который перемещается вдоль кабеля к задней части кабины. Там ток преобразует атомы цезия, редкого металла, в заряженные частицы, и заставит их действовать как горячие газы, выходящие в виде струи.
Струя будет в задней части кабины, где прикреплён кабель, соединяющий реактор. Кабель удерживает реактор достаточно далеко от кабины, что защитит пассажиров от радиации. Он также будет буксировать реактор.
Предложение о создании такого реактора поставлено перед Американским институтом инженеров-электриков в среду, в документе, подготовленном доктором Гейлом Б. Шуком. Д-р Шук – физик в Ракетно-космической лаборатории компании «Lockheed», находящейся в Пало-Альто, штат Калифорния.
Особенностью реактора будет прямое преобразование его тепла в электрический ток термоэмиссионными ячейками. Тепло из реактора вырывает электроны, а ячейки будут собирать электроны и перемещать их по кабелю в виде тока, создавая напряжение 100 вольт.
В заднем конце пассажирской кабины ток будет нагревать порошкообразный цезий до парообразного состояния. Он также будет нагревать металлическую сетку, которая даст испаренному цезию электрический заряд, заставляя ионы разгоняться и выбрасываться в виде реактивной струи.
Д-р Шук сказал, что большой проблемой будет сборка в невесомости. Он предположил, что помогут два больших ракетных двигателя – один для реактора и один для кабины. Они будут отсоединены одновременно, после чего поднятые в космос реактор, кабель и кабина собираются в работоспособную единицу.
Ионы в струе корабля, сказал доктор Шук, будет создавать только небольшую тягу, около тысячной силы тяжести. Но этого будет достаточно, чтобы корабль на высокой скорости перемещался через безвоздушное, и лишённое силы тяжести, космическое пространство.
Немного позже в специализированных аэрокосмических изданиях появилась дополнительная информация о проекте «Lockheed». Так, в еженедельнике «Aviation Week Including Space Technology» (1959. – Aug 3. – p. 63), помимо иллюстрации Мансона, опубликован рисунок ядерного реактора, который на кабеле должен буксировать космический корабль. Поясняющий текст из еженедельника:
Корабль будет использовать ионный двигатель в космосе
Ракетно-космическое отделение компании «Lockheed» предложило космический аппарат, приводимый в движение ионной ракетой малой тяги, после того, как космический аппарат и ядерный реактор будут выведены в космос с помощью химической ракеты. Космический аппарат, для защиты от радиации, будет отделён от реактора коаксиальным кабелем длиной в милю. Реактор, разогретый до 2,100 C, «выстреливает» электронами в термоионные ячейки, расположенные вокруг внешней оболочки реактора, и тем самым непосредственно производит электрическую энергию, которая передаётся через кабель для питания ионной двигательной системы. Общая мощность 34-тонной конструкции составит 1000 кВт.
Проект компании «Lockheed» был представлен на симпозиуме «Достижения науки и техники», проходившем 15–16 сентября 1959 года в Лос-Анжелесе. Так, в журнале «Flight» (1959. – Oct 9. – p. 386) в статье о симпозиуме, приводится иллюстрация Мансона с сопроводительным текстом:
Будущий ионный космический аппарат, предложенный недавно «Lockheed», будет оснащён ядерным реактором, буксируемым на конце коаксиального кабеля длиной в милю.
Иллюстрация к проекту «Lockheed» была известна и в СССР. К примеру, её можно увидеть в книгах Карла Гильзина «В небе завтрашнего дня» (М. Дет. лит., 1964) и «Электрические межпланетные корабли» (М.: Наука, 1970).
Через полтора года компания «Lockheed» предложила ещё один вариант космического корабля, буксирующего ядерный реактор. Краткий рассказ о новом предложении я нашёл в мельбурнской газете «The Age» (1961. – May. – 24. – p. 21). Газетную иллюстрацию пришлось перевернуть. Дело в том, что в газете она размещена вверх ногами, это становится понятным из сопроводительного текста. Поэтому я перевернул картинку, чтобы описание стало понятным:
Учёные ракетно-космического отделения компании «Lockheed» предложили относительно простую систему «кокон» для пилотируемого полета на Марс. Новая конструкция, показанная на рисунке, отличается от других предлагаемых марсианских систем двумя огромными химическими ракетными ускорителями (на рисунке вверху слева и снизу справа), являющимися частью марсианского корабля. Светящийся и буксируемый объект (на рисунке внизу слева) представляет собой ядерный реактор, который питает электроэнергией производство запасов воздуха, и другие важные системы жизнеобеспечения. Внутри секции ближайшего химического ракетного ускорителя (показан в разрезе, на рисунке вверху слева) можно увидеть возвращаемый на Землю корабль, а на другом конце кабеля (внизу справа) изображён химический ракетный ускоритель, содержащий оборудование для посадки на Марс.
|
Уругвай, 1977 год
(Michel № 1453, 1456)
|
|
Уругвай, 1977 год
(Ciardi № H28C)
|
В научно-популярной литературе рисунок атомного космического корабля много раз переосмысливался, зачастую показывая только корабль без ядерного реактора. Именно в таком виде он появился на почтовой марке Уругвая (Michel № 1456) и на блоке. Марка выпущена 21 июля 1977 года, блок 29 июля 1977 и изготовлены в Национальной типографии в Монтевидео. В филателистических каталогах «Michel» и «Scott» блок отнесён к нефилателистическим, хотя в «Scott» ему присвоен номер C428. В национальном специализированном каталоге марок Уругвая «Ciardi» блоку присвоен номер H28C и указано, что нанесён номинал 8 новых песо в пользу филателистической выставки «Уругвай–77».
На марке изображены нобелевский лауреат Вернер Гейзенберг и атомный космический корабль без с прикреплённого к нему ядерного реактора. Художник Анхель Медина, работающий над рисунком почтовой миниатюры, попросту посчитал трос излишним элементом и не нарисовал его. Надпись рядом с рисунком корабля: «Проект космического корабля с атомным двигателем».
|