История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

КОСМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И НИГЕРИЯ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2016

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2016

Среди почтовых выпусков встречаются марки на марочных листах с художественным оформлением полей, на которых можно найти очень интересные рисунки, не описанные в филателистических каталогах.

Нигерия, 1965 год

(Michel № 164)

Нигерия, 1965 год

(Michel № 165)

1 апреля 1965 года в Нигерии выпущены две почтовые марки, посвящённые Международному году спокойного Солнца 1964–1965 гг. Марки напечатаны в лондонской типографии «Harrison and Sons Ltd», а рисунки почтовых миниатюр и марочного листа выполнил израильский художник Максим Шамир (Шефтелович) (1910–1990). Он известен тем, что вместе с братом Габриелем разработал герб Израиля. Братья Шамир создали эскизы израильских денежных знаков, медалей, эмблем. Также они работали над рисунками марок Израиля, стран Африки, Южной Америки и Азии.

На марках номиналом 60 пенсов и 1,3 шиллинга (Michel № 164, 165) изображены американские космические спутники: «Telestar» (запущен 10 июля 1962) и «Explorer 12» (16 августа 1961). Марки выпущены в марочных листах по 12 (4x3) шт. На полях обоих марочных листов одинаковые рисунки и надписи, отличия только в цветах рисунков. Две надписи чёрного цвета: «Международный год спокойного Солнца 1964–1965» (вверху) и «Нигерия» (внизу). На рисунке фона стилизованное изображение Солнце, на нём расположены 12 марок. На полях листов изображены американские космические аппараты: метеорологический спутник «Nimbus 1» (в верхнем левом углу марочного листа), навигационный спутник «Transit 1» (в нижнем правом углу), проект лунного спускаемого аппарата «Surveyor 1» (запущен через год после выпуска марок, в 1966) (слева по центру), два нереализованных проекта орбитальных станций с экипажем на борту и пилотируемый лунный посадочный модуль странной конструкции. Фон и рисунки на поле марочного листа выполнены одной краской.

Нигерия, 1965 год

(Michel № 164)

Нигерия, 1965 год

(Michel № 165)

Самый необычный космический аппарат на марочном листе – фантастический посадочный модуль, известный только по одному рисунку.

В начале 1960-х в нескольких журналах появилась одностраничная реклама компании «Aerojet-General Corporation» из калифорнийского города Сакраменто. Эту рекламу можно найти, к примеру, в журналах «Army, navy, air force journal» (1961. – vol. 98, p. 1510), «Space / Aeronautics» (1961. – vol. 36, p. 38), «Aviation Week & Space Technology» (1961. – vol. 75, p. 2; 1962. – vol. 76, p. 126). На рисунке будущее, другая планета и странная конструкция – посадочный модуль садится на изъеденную метеоритами поверхность планеты. Возможно, это Луна. Необычная конструкция посадочного модуля здесь лишь для привлечения внимания, на самом же деле рекламируются двигатели. Рекламный текст:

По дорогам космоса

Завтрашний космический корабль покорит Вселенную. Серьёзные условия окружающей среды налагают строгие требования:

– Выдающаяся надежность

– Личная безопасность

– Высокая эффективность

– Контроль за точностью

Для этого «Aerojet» предлагает различные передовые концепции жидкостных ракет... «Ablestar», первый ракетный двигатель, который перезапустится в космос... простые двигатели с вытеснительной подачей топлива для бортовых двигателей... импульсная ракета для управления положения в пространстве, переменной тяги и многократного перезапуска.

Лидерство «Aerojet» в жидкостных ракетах продвигает космическую программу Америки от замысла к завоеванию.

В рекламе ничего не говорится о конструкции космического аппарата. Судя по рисунку, посадочный модуль находится в нижней части, под боковыми двигателями, и оснащён посадочными опорами. На модуле, внизу, расположен двигатель. Это пилотируемый посадочный модуль, на его корпусе хорошо видны круглые иллюминаторы. Над посадочным модулем расположены топливные баки и боковые двигатели. Баки и двигатели жёстко закреплены друг с другом.

Это очень странная конструкция – центр тяжести расположен высоко, поэтому после прилунения посадочный модуль будет в неустойчивом положении.

Нигерия, 1965 год

(Michel № 164)

Нигерия, 1965 год

(Michel № 165)

В нижнем левом углу марочных листов Нигерии изображена пилотируемая космическая станция с двумя панелями солнечных батарей и состыкованными с ней космическими кораблями «Джемини».

В архиве Исследовательского центр NASA в Лэнгли хранится фотография модели этой станции. Фотография датируется 1963 годом. Хорошо видно, что основой станции стала «S-IV» – ступень ракеты-носителя «Saturn». На верхнем конце «S-IV» закреплён модуль со стыковочными узлами. Также на модуле расположены панели солнечных батарей и параболическая антенна. Этот модуль устанавливается на ступень «S-IV» до полёта. Со станцией состыкованы три космический корабля «Джемини», а также «Agena-D».

В том же году фотография появилась в периодической печати. Например, она опубликована в аэрокосмическом еженедельнике «Aviation Week Including Space Technology» (1963. – Vol. 79, № 4. – July 22. – p. 71). Под фотографией поясняющий текст:

«Модель проекта орбитальной лаборатории на 4–6 человек, разработанного в Исследовательском центре NASA в Лэнгли и в настоящее время изучаемого промышленностью. Лабораторный модуль оснащён стыковочными узлами для трех космических кораблей «Джемини» компании «McDonnell» и аппарата доставки «Agena-D» компании «Lockheed». Для создания силы тяжести в лаборатории, возможно вращение использованной ступени «S-IV» ракеты-носителя «Saturn» компании «Douglas».

Этот проект больше не встречается в филателии, в отличие от проекта другой станции на марочных листах Нигерии.

Нигерия, 1965 год

(Michel № 164)

В правом верхнем углу марочных листов изображена космическая станция с четырьмя радиальными модулями, вид сверху. Такую конфигурацию иногда называют X-образной. Каждый модуль оснащён двумя панелями солнечных батарей, а на ближнем к центральному модулю конце закреплена труба-переход, соединяющая радиальный модуль с центральной частью станции.

Концепцию космических станций с радиальными модулями в NASA стали разрабатывать с конца 1950-х – начала 1960-х годов. Так, в монографии Джемса Хансона «Революция в космических полётах: Исследовательский центр NASA в Лэнгли от Спутника до «Аполлона» (James R. Hansen. Spaceflight Revolution: NASA Langley Research Center From Sputnik to Apollo. – Washington: National Aeronautics and Space Administration, 1995) приводится рисунок «Конфигурации ранних космических станций». Рисунок поясняется текстом, что это иллюстрация из работы 1962 года Рене Берглунда, сотрудника Лэнгли, и показывает некоторые конфигурации ранних проектов космических станций, разрабатываемых в Центре. (В некоторых публикациях NASA сказано, что эти конфигурации разработаны в период с 1959 по 1962 год). Под буквой «d» конфигурация станции с четырьмя радиальными модулями длиной 75 футов. Эта конфигурация стала базовой для космической станции, изображённой на поле марочного листа Нигерии.

Нигерия, 1965 год

(Michel № 165)

Бурунди, 1968 год

(Michel block № 27 A)

Через три года космическая станция, изображённая на марочном листе Нигерии, появилась на блоке другого африканского государства. 15 мая 1968 года выпущена почтовая серия Бурунди, посвящённая советским и американским исследованиям космоса. Помимо марок, выпущен блок (Michel block № 27) с двумя марками, на которых космические проекты NASA: на одной марке (Michel № 409) будущая экспедиция на Луну по программе «Аполлон», а на другой – планируемый полёт к Марсу космического аппарата «Mariner 6». Оба проекта осуществлены в 1969 году.

На поле блока звёзды и созвездия, американский спутник «Transit 1» (в левом нижнем углу блока) и проект X-образной космической станции (внизу в центре).

Бурунди, 1968 год

(Michel block № 27 B)

Блок выпущен в двух видах – с перфорацией и без зубцов.

Все краски блока кажутся с металлическим отливом, но в действительности блок напечатан обычными триадными красками по «сухому» оттиску, нанесённому серебряной краской. Поэтому интересно посмотреть на последовательность красок при печати. В этом поможет комплект шкальных оттисков из архива испанской типографии «Heraclio Fournier S. A».

Первой нанесена серебряная краска. Вверху показан оттиск на двух неразрезанных блоках.

Второй нанесена голубая краска.

Вверху показан оттиск серебряной и голубой краской. Голубая краска нанесена после того, как подсохла серебряная.

Третьей нанесена жёлтая краска.

Вверху показан оттиск серебряной, голубой и жёлтой краской.

Четвёртой нанесена пурпурная краска - только ей нанесён оттиск X-образной космической станции.

Вверху показан оттиск серебряной, голубой, жёлтой и пурпурной краской.

Последней нанесена чёрная краска.

Голубая, пурпурная и жёлтая краски – транспарентные (прозрачные), сквозь них виден оттиск серебряной краской. Поэтому блок кажется напечатанным металлизированными красками.

Специалистами NASA была выбрана самая предпочтительная конфигурация космической радиальной станции – с тремя модулями. Такую конфигурацию иногда называют Y-образной. Y-образная станция отличается от X-образной только количеством радиальных модулей, а внутреннее устройство у них одинаковое.

На рисунке NASA 1962 года показана Y-образная космическая станция с тремя радиальными модулями, оснащёнными панелями солнечных батарей. К станции приближается космический корабль. Люк ангара станции открыт, и скоро корабль втянут внутрь. На переднем плане ещё один корабль, хорошо показан люк в носовой части аппарата.

В документах NASA встречается информация о том, что Эдвард Оллинг, инженер Центра космических полётов в Хьюстоне, в апреле 1962 года распространил для замечаний проект станции с радиальными модулями, а 16 июля проект передан руководству. Наиболее полное общедоступное описание этого проекта известно по патенту США № 3300162 «Космическая станция с радиальными модулями». Заявка на изобретение подана 20 января 1964 года, авторы Гвен Майнард (Фриндствуд), Уиллард Тауб (Хьюстон), Дэвид Браун (Ла-Порте), Эдвард Оллинг (Сибрук) и Роберт Мейсон (Пасадена). Дата выдачи патента 24 января 1967 года.

И хотя в изобретении описывается космическая станция с тремя радиальными модулями, в тексте указано, что значительные изменения в конструкции могут быть сделаны без отхода этого изобретения, в том числе превращением Y-образной станции в X-образную. Например, хотя в патенте центральный модуль описан в форме бидона, от конкретной конфигурации можно произвольно отступить при условии, что форма центрального модуля будет совместима с ракетой-носителем. То же самое касается двойных труб доступа для каждого радиального модуля – можно сделать по одной трубе-переходу. Однако конструкция с двумя трубами доступа более предпочтительна, потому что обеспечивает дополнительную жёсткость конструкции и появляется дополнительный путь передвижения по станции. Хотя конструкция станции была описана как оптимальная и состоящая из трех радиальных модулей, их может быть большее, а в некоторых случаях будет достаточно двух радиальных модулей. Также возможно закрепление двигательной установки на корпусе лаборатории невесомости, что сделает станцию более маневренной.

Космическая станция состоит из центрального модуля, включающего ангар и стыковочные средства для космических аппаратов, и трех закреплённых на нём цилиндрических модулей, направленных в радиальных направлениях от центрального модуля. Стыковочный узел сделан выдвижным, чтобы космические аппараты пристыковывались на оси вращения станции, тем самым не нарушая её стабилизацию. Удлинённые цилиндрические модули, содержащие жилые и рабочие отсеки, соединены переходами с центральным модулем. Перед запуском станции, цилиндрические модули компактно складываются вдоль цилиндрических осей, расположенных параллельно оси центрального модуля так, чтобы вся сложенная космической станции разместилась на ракете-носителе. После вывода на орбиту, космическая станция разворачивается из компактной конфигурации в конечную радиальную конструкцию с помощью соответствующих приводов, которые работают независимо друг от друга, либо с помощью дистанционного управления. Когда станция полностью развернётся, она начнёт вращаться вокруг оси центрального модуля. Вращение стабилизирует станцию и создаст искусственную гравитацию в радиальных модулях. Поскольку каждый радиальный модуль разделен на несколько отсеков-этажей, жёстко закрепленных в модулях на разных расстояниях по оси вращения станции, в каждом из них будет своя искусственная сила тяжести, прямо пропорциональная расстоянию от пола отсека до оси вращения. Поэтому на станции можно проводить научные эксперименты и в невесомости, в центральном модуле, и в отсеках с разной силой тяжести.

Пол каждого отсека в радиальном модуле изогнут с равномерной кривизной радиуса поворота, что обеспечивает равномерную искусственную силу тяжести, направленную перпендикулярно к поверхности пола. Каждый радиальный модуль соединён трубами-переходами с центральным модулем, по ним перемещаются члены экипажа, транспортируют продукты, оборудование и т. п. Для электропитания используются солнечные батареи, установленные на радиальных модулях, однако вместо них можно использовать ядерный источник питания.

Диаметр космической станции в рабочем состоянии составляет 150 футов. Внутренний диаметр цилиндрических резервуаров в радиальных модуля примерно 15 футов, диметр труб-переходов – 5 футов. Диаметр станции в свернутом виде, вместе со сложенными радиальными модулями, составляет примерно 33 фута. Космическая станция таких размеров и с соответствующим оборудованием может вмещать экипаж от 6 до 24 человек.

Для космической станции радиусом 75 футов считается подходящей скорость вращения 3 оборота в минуту. Эта скорость вращения создаёт на концах радиальных модулей искусственную силу тяжести примерно в 0,25 G – её выбирают для компенсации изменений гравитации и исключения заболевания ушного канала. Поэтому жилые помещения и рабочие места для членов экипажа предпочтительно расположить в отсеках, наиболее удалённых от центрального модуля. В отсеках с меньшей силой тяжести будет расположено оборудование, склады и т. п.

Разделение тяжести по уровням в разных отсеках радиальных модулей, и невесомость в лаборатории, обеспечат эффективные испытания материалов, процессов и оборудования. При различных уровнях тяжести можно выполнить много разных научно-исследовательских экспериментов, связанных с физиологией людей, долгосрочным пребыванием в космосе, а также научные исследования биологических, наследственных и генетических факторов, связанных с человеком, животными и растениями.

На рис. 1 показана предпочтительная конструкция развёрнутой космической станции (10), с которой стыкуется космический корабль (11). Космическая станция содержит центральный модуль (12) и отходящие от него в радиальных направлениях удлинённые цилиндрические модули (13, 14, 15). В центральном модуле расположены ангар, средства стыковки с космическими аппаратами, и лаборатория для проведения научных экспериментов в невесомости. В удлинённых цилиндрических модулях расположены жилые отсеки и оборудование. В рабочем состоянии станция вращается вокруг продольной оси центрального модуля, что стабилизирует станцию и создаёт искусственную силу тяжести в радиальных цилиндрических модулях.

На рис. 2 вид космической станции (11) сбоку, с показанным пунктирными линями внутренним устройством цилиндрического модуля.

На рис. 3 вид полностью развёрнутой космической станции (11) в плане. Для показа конструкции радиальных цилиндрических модулей, один из них изображён без внешнего кожуха.

На рис. 4 в разрезе показан центральный модуль с закреплёнными на нём переходами в радиальные модули.

На рис. 5 показан вертикальный разрез центрального модуля по линии 5–5 рис. 3, вид в направлении стрелок.

На рис. 5а увеличенный вид в разрезе лаборатории невесомости, который также выполнен по линии 5-5 рис. 3.

На рис. 6 показан вид в разрезе одного из радиальных модулей космической станции. Разрез выполнен по линии 6–6 рис. 3, вид в направлении стрелок.

На рис. 7 вид космической станции в конфигурации запуска. Станция установлена в качестве полезной нагрузки на ракету-носитель. Цилиндрические модули сложены в осевом направлении параллельно друг другу, пунктирными линиями показан один из радиальных модулей в развёрнутой конфигурации на орбите.

Ангар в центральном модуле станции выглядит усеченным конусом (16), установленным на цилиндрическую секцию (17) круглого поперечного сечения, и с расположенным сверху круглым люком (18), который закрывает вход в ангар. Плотное закрывание люка (18) обеспечивает поворотное устройство (19) (см. рис. 5). Стыковочный механизм для приёма космических аппаратов включает в себя стыковочное кольцо (21), установленное на направляющих (23), расположенных в ангаре в осевом направлении, и выполненное с возможностью перемещения по ним при помощи соответствующих средств передвижения (не показаны). Кольцо приспособлено к ударным нагрузкам, при стыковке блокирует космический корабль, а затем втягивает его в ангар.

Как показано на рис. 5, космические корабли (11) закрепляются в ангаре на стыковочных площадках (25, 26) и с помощью креплений (28, 29), расположены симметрично по отношению к оси вращения станции. Подходящий механизм хранения (не показан) может использоваться для перемещения космических аппаратов внутри ангара.

Непосредственно под ангаром находится камера доступа (31), лучше всего показанная на рис. 5, через которую можно попасть в радиальные цилиндрические модули (13, 14, 15) через переходы (13a, 13b, 14a, 14b, 15 a, 15b). Камера доступа отделена от ангара перегородкой (32) и воздушным шлюзом (33) с люками (34 и 35). Шлюз расположен вдоль оси вращения центрального модуля, что обеспечивает проход между ангаром и камерой доступа. Шлюз поддерживает давление в камере доступа при открытом внешнем люке (18) ангара.

Непосредственно под камерой доступа и объединённый с ней в одно целое, расположен цилиндрический кожух 44 с круглым поперечным сечением, в котором находится лаборатория невесомости. Лаборатории состоит из двух камер цилиндрической формы (45 и 46), которые расположены друг над другом в осевом направлении, и установлены на подшипниках (45a, 46a), закреплённых на поперечной перегородке (47) и которая жёстко закреплена на внутренней стенке кожуха. Когда космическая станция вращается с помощью ракет (50), расположенных снаружи на радиальных модулях (см. рис. 1), лаборатория невесомости вращается приводным двигателем (51) в направлении, противоположном направлению вращения космической станции и с такой же скоростью. Таким образом в лаборатории невесомости поддерживается относительная скорость вращения, равная нулю, поэтому в лаборатории будет невесомость. Приводной двигатель (51) установлен на перегородке (47), в ней же выполнено отверстие (60), соединяющее лабораторные камеры (45 и 46).

Каждая удлиненная модульная конструкция (13, 14 и 15), в которых расположены жилые помещения для экипажа и складское отсеки, состоит из герметичного цилиндрического резервуара или модуля (66) с круглым поперечным сечением, снабженного несколько герметичными поперечными перегородками (67), которые делят цилиндр на несколько отсеков. Когда станция вращается и в радиальных модулях появляется искусственная сила тяжести, каждая поперечная перегородка становится палубой для одного отсека, и потолком для другого. Так как каждый отсек расположен на разном радиальном расстоянии от оси вращения станции, на каждой палубе будет сила тяжести, прямо пропорциональная его радиальному расстоянию до оси вращения. Поперечные перегородки (57) изогнуты с равномерным постоянным радиусом вокруг оси вращения так, чтобы члены экипажа могли стоять вертикально в любом месте палубы.

В центральный модуль (12) можно попасть из отсеков по паре труб (13a и 13b, 14a и 14b, 15a и 15b), которые расположены вдоль противоположных сторон цилиндрических модулей в каждой радиальной конструкции (13, 14, 15) и присоединены к центральному модулю. Каждая труба проходит по длине цилиндрического модуля и сообщается с несколькими отсеками цилиндра с помощью боковых труб (71) с герметичными дверями (72). В два отсека на концах цилиндра можно попасть из смежных отсеков через герметичные двери (73). В местах крепления труб (13a и 13b, 14a и 14b, 15a и 15b) к центральному модулю (12) установлены герметичные двери (74).

Ракеты (50) для вращения станции вокруг своей оси и ракетные двигатели для управления и поддержания станции на круговой орбите расположены на концах радиальных цилиндрических модулей.

Электрическая энергия для космической станции вырабатывается, как правило, с помощью солнечных батарей. На каждом модуле закреплены две солнечные батареи (каждая из 80 фотоэлементов), которые прикреплены вдоль труб доступа каждого модуля и развёрнуты в рабочее положение после того, как станция доставлена на орбиту. Края фотоэлементов каждой солнечной батареи могут шарнирно соединятся между собой, что позволит компактно сложить солнечные батареи для удобства размещения на ракете-носителе. Когда на солнечные батареи не падает солнечный свет, станция получает электроэнергию от батарей. С помощью ракет управления ориентацией, станция будет расположена так, чтобы ось её вращения была направлена на Солнце. Это делается для наилучшего использования солнечных батарей, развёрнутых наружу по направлению от радиальных модулей.

Космическая станции в сложенном состоянии показана на фиг. 7. Удлиненные радиальные модули компактно сложены вдоль продольной оси ракеты-носителя. Каждый модульная структура снабжена защитным кожухом (81). Между ракетой-носителем (83) и станцией в сложенном состоянии расположена переходная секция (82), на которую устанавливают станцию. В этом положении кожухи (81) полностью скрывают модульные структуры. Для улучшения аэродинамических свойств во время запуска, вверху может быть установлен конический головной обтекатель (84). Небольшой ракетный двигатель (87), показанный пунктирными линиями на рис. 7, закреплён на концах трех радиальных модулей и расположен между ними, когда модульные конструкции сложены вокруг него.

После вывода на орбиту и отделения от станции ракеты-носителя и головного обтекателя, космическая станция разворачивается в рабочее положение – радиальные цилиндрические модули поднимаются с помощью силового привода. В развернутом состоянии радиальные модули расположены равноугольно вокруг центрального модуля станции, а их продольные оси расположены в одной плоскости. Затем радиальные модули могут быть навсегда приварены к центральному модулю или закреплены на нём с помощью соответствующих фиксирующих устройств.

На рисунке NASA 1964 года показан один из вариантов Y-образной станции. Здесь космический аппарат не втягивается в ангар, а остаётся снаружи. Надпись на рисунке: «Многомодульная оперативная национальная многоцелевая космическая станция».

Космическая станция с четырьмя радиальными модулями появилась не только на марочных листах Нигерии 1965 года и блоке Бурунди 1968 года.

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1179)

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1186)

21 июля 1970 года в Йеменской Арабской Республике выпущена серия почтовых марок «Межпланетные станции – Космос 70», состоящая из 15 марок и 2 блоков. На двух почтовых миниатюрах номиналом 8 бани (Michel № 1179, 1186) рисунок космической станции с четырьмя радиальными модулями. Поясняющая надпись на марках: «Проект «Boeing», США. Запланировано на 1980–1985».

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1174–1180)

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1181–1187)

Марки выпущены в малых листах 4x2 (помимо этого 4 марки младших номиналов выпущены в марочных листах 4x4). На поле листов надписи «Космос 70 – Межпланетные станции – Космос 70» (вверху) и «Йеменская Арабская Республика» на английском и арабском (внизу).

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1190 B, буклет)

Также выпущены буклеты с золотой маркой, в котором изображения зубцовых марок напечатаны на обложке.

Вверху показан фрагмент оттиска из буклета.

Рисунок марок Йеменской Арабской Республики выполнен по иллюстрации 1960-х к проекту американской аэрокосмической компании «Boeing». На рисунке X-образная космическая станция, отличающаяся от станции с радиальными модулями из патента США № 3323370. Станция на иллюстрации «Boeing» собирается на орбите из отдельных модулей. К центральному модулю прикреплены четыре радиальные трубы-переходы, каждая из которых ведёт к радиальному модулю. Сверху каждого модуля установлен кожух с прикреплёнными к нему панелями солнечных батарей. Центральный модуль сборный и состоит их нескольких отсеков. На рисунке показано строительство станции – к ней приближается модуль с отсеками, которые будут установлены внизу на оси вращения станции. В подлетающем модуле, сверху, хорошо видны переборки. В нижней части станции расположен большой манипулятор, который захватывает подлетающие модули и переносит их на место установки.

Ось вращения станции направлена на Солнце – в этом положении на солнечные батареи попадёт наибольшее количество света.

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1201 A)

Иллюстрация к проекту «Boeing» появилась и на купоне марочного листа эмирата Умм-аль-Кувейна. Вверху показана марка (Michel № 1201 A) с купоном. На марке иллюстрация испанского художника Ксавье Мускера (1942–2009) к научно-фантастической повести Роберта Хайнлайна «Космический кадет», на купоне проект «Boeing». Изображение очень грубо отретушировано – хорошо заметно, что слева и вверху пририсовано космическое пространство.

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1194 A – 1201 A)

Вверху показан марочный лист с купоном. Серия называется «История космоса» и выпущена в нескольких видах. В каталоге «Michel» указан только год выпуска – 1972, в каталоге «Lollini» указана дата выпуска 15 августа 1972 года. Купон встречается только в марочных листах обычного (не уменьшенного) формата, который выпущен в четырёх видах:

– на гуммированной бумаге с зубцами;

– на тонированной (розовой) гуммированной бумаге без зубцов;

– на картоне без клея, с зубцами;

– на картоне без клея, без зубцов.

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1201 B)

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1194 B – 1201 B)

Вверху показаны марка с купоном и марочный лист без зубцов на тонированной гуммированной бумаге.

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1201 A, картон)

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1194 A – 1201 A, картон)

Марка с купоном и марочный лист с перфорацией на картоне.

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1201 B, картон)

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1194 B – 1201 B, картон)

Беззубцовая марка с купоном и беззубцовый марочный лист на картоне.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001