Ю. Зубакин
ЗВЕЗДОЛЁТ НА МАРСИАНСКОМ КОСМОДРОМЕ
Фантастика в филателии
|
|
Парагвай, 1977 год
(Michel block №№ 294, 295)
|
3 марта 1977 года в Парагвае выпущена почтовая серия «Астронавтика и 200-летие США» (Astronautica y bicentenario E. E. U. U.), состоящая из 8 марок и двух номерных блоков (Michel №№ 2893–2900, block № 294, 295). На рисунках марок прошлые и настоящие космические исследования США, на блоках – будущие. Тираж каждого блока 5500 шт., ещё по 1000 шт. блоков выпущено с надпечаткой «MUESTRA» (образец).
|
Парагвай, 1977 год
(Michel block № 295)
|
На поле одного блока (Michel block № 295) изображён американский космический аппарат «Viking» над Марсом. Внизу надпись: «Viking A» и «Viking B» спустились на Марс в годовщину 200-летия независимости США».
|
Парагвай, 1977 год
(Michel block № 295, надпечатка «MUESTRA»)
|
На марке фантастический рисунок: строительство большого шарообразного космического корабля, космодром, взлетающие корабли. Под рисунком надпись: «Будущие проекты исследования жизни на планете Марс».
Рисунок марки выполнен по рисунку на обложке немецкой фантастической книги и иллюстрации к космическому проекту США.
Строящийся космический корабль и космодром позаимствованы с рисунка британского иллюстратора Эдди Джонса (1935–1999). Иллюстрация выполнена для научно-фантастической повести «Обучение для звёзд» (1975). Книгу написал германский фантаст Ханс Кнайфель (1936–2012), это 36 книга, выпущенная по мотивам германского телесериала 1966 года «Космический патруль – фантастические приключения космического корабля «Ориан».
Книга выпущена гамбургским издательством «Pabel-Moewig». Первое издание 1975 года (на картинке слева) появилось в серии «Terra-Astra». На обложке надпись: «Космический корабль «Орион». Тридцать шестая повесть для телесериала «Космический патруль». Второе издание выпущено в 1977 году (на картинке справа) – в серии «Orion». На обложке надпись: «Повесть телесериала «Космический патруль». На русском языке книга не издавалась.
Для рисунка парагвайской марки использована иллюстрация с обложки первого издания.
В фантастической повести рассказывается о строительстве большого звездолёта, корабль строится в Австралии по проекту «Персеиды». Много желающих попасть в экипаж, но после испытаний из 440 человек останется только 150.
О строительстве звездолёта рассказывается в первой главе:
«Стальная конструкция корабля – существенная часть проекта «Персеиды» – окружена бесчисленными машинами и людьми, сливающимися с серо-черным фоном.
[...]
В нескольких сотнях метрах впереди достраивался корабль. Внешняя оболочка закончена более чем на две трети, и внутренняя отделка продолжалась с замечательной быстротой. В некоторых местах ещё видны цветные кабели, блоки управления, и переборки с палубами, изготовленные из лёгких стальных конструкций и пластика. Всюду работают запрограммированные роботы».
На рисунке Эдди Джонса рядом с кораблём видны люди и автотранспорт.
Работая над книжной иллюстрацией, британский художник творчески переработал лунный шаттл «Ариес–1B» из кинофильма Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (1968). Над сценарием работал фантаст Артур Кларк, в 1968 году он написал книгу «2001: A Space Odyssey». В СССР перевод книги выпущен в 1970 году под названием «2001: Одиссея один», о путешествии на «Ариес–1B» рассказано в главе «Лунный шаттл».
Кроме иллюстрации Эдди Джонса, для рисунка марки Парагвая использован ещё один фантастический рисунок. Это иллюстрация американского космического художника Роберта Маккола к проекту NASA. Рисунок печатался в книгах и журналах, к примеру, в научно-популярной книге 1974 года «Наш мир в космосе», которую написал фантаст Айзек Азимов (Asimov A., McCall R. Our World in Space // New York Graphic Society, 1974). Рисунок без названия, рядом с ним поясняющая надпись: «Более усовершенствованная марсианская база, возможно, в начале XXI века. На переднем плане специализированный посадочный модуль с астрономической обсерватории на вершине. Четыре других посадочных модуля открыли люки и выгружают оборудование, в том числе для горных работ в ночное время. На заднем плане приземляется ещё один посадочный модуль».
Вверху показан фрагмент марки Парагвая с марсианскими посадочными модулями. Интересно, что внутри переднего модуля виден астронавт – его рост сравним с размером столбов на космодроме и намного больше роста людей у строящегося звездолёта.
По сравнению с рисунком Маккола, на марке Парагвая нарисованы два посадочных модуля в марсианском небе.
|
Конго, 1991 год
(Michel block № 73 A)
|
Рисунок Маккола использовался и другими художниками. Так, в 1991 году француз Жак-Луи Пувиллан выполнил фантастический рисунок для почтового блока Конго (Michel block № 73). В правой части рисунка большая марсианская база, два посадочных модуля, марсианский автомобиль на заднем плане и посадочный модуль в небе выполнены по мотивам иллюстрации Маккола.
|
Парагвай, 1977 год
(Michel block № 294)
|
Марсианский автомобиль с рисунка Маккола попал на другой блок парагвайской серии (Michel block № 294). Это американский проект 1966 года, он первоначально разрабатывался для освоения Луны. Лунный автомобиль MOBEV R2C(1)E рассчитан на полное жизнеобеспечение двух человек во время 14-дневной экспедиции. Предполагалось, что за это время автомобиль пройдёт 400 км со средней скоростью 10 км/ч. MOBEL оснащён двумя солнечными батареями. В цилиндрическом корпусе расположена кабина со шлюзом, пятью смотровыми люками и местами для экипажа, а также система жизнеобеспечения, средства контроля, управления и связи. Ходовая часть состоит из четырёх металлических упругих колёс с передним приводом.
|
Парагвай, 1977 год
(Michel block № 294, надпечатка «MUESTRA»)
|
На поле блока нарисована марсианская поверхность с кратерами, внизу надпись: «Предстоящие исследования поверхности планеты Марс на автотранспорте».
На марке нарисован проектируемый лунный автомобиль MOBEV R2C(1) E, одна из марсианских лун и два космических корабля. Под луной надпись: «Деймос – спутник Марса».
Космические корабли позаимствованы с другой иллюстрации Роберта Маккола, нарисованной в конце 1960-х – начале 1970-х. Иллюстрация печаталась в книгах и журналах – так, в 1971 году она появилась в февральском (№ 172) номере журнала «Америка». Поясняющий текст на рисунке:
«80-е
К красной планете
Два межпланетных корабля, оснащённые атомными двигателями, стартуют с околоземной орбиты к Марсу. Этот первый рейс человека на другую планету продлится девять месяцев. На заднем плане, над земным горизонтом, видна орбитальная космическая база. За стартом межпланетных кораблей с борта промежуточной стартовой площадки наблюдают представители радио, прессы и телевидения всех стран мира».
В уже упоминавшийся книге 1974 года «Наш мир в космосе» тоже напечатана эта иллюстрация. Пояснительный текст к рисунку: «Первый пилотируемый полет на Марс, возможно, в 1990-е годы. Внутри космической станции на орбите двое ученых наблюдают запуск экспедиции. Два космических корабля собраны на орбите Земли и сейчас одновременно отправляются на планету Марс. Внешние ускорители корабля вернутся в окрестности Земли. Там они скорректируют орбиту, а затем используются повторно. Атомные корабли, каждый с экипажем из шести человек, в целях безопасности полетят в паре. В случае поломки одного из кораблей, его экипаж перейдёт в другой корабль».
На рисунке проект IMIS компании «Boeing» 1968 года. IMIS расшифровывается как «Встроенный пилотируемый межпланетный космический корабль». Предполагалось, что корабли оснастят ядерными двигателями NERVA, а в 1975–1980 годах на этих кораблях состоится несколько пилотируемых полётов к Венере и Марсу.
|