Ю. Зубакин
КОСМИЧЕСКИЙ «БУБЛИК» ЗАХАРЧЕНКО
Фантастика в филателии
|
|
Венгрия, 1969 год
(Michel № 2548 A)
|
Помимо тора Штернфельда, в конце 1940-х годов в СССР появился ещё один «бублик», оказавший огромное влияние на дизайн последующих советских торообразных станций.
Впервые красочной рисунок необычной космической станции, опоясанной тором, появился в апрельском, 1950 года, номере популярного журнала «Техника – молодежи» – на первой и последней странице обложки. И этот рисунок не был случайным. В 1950 году в шести номерах журнала появилось семь научно-фантастических очерков «Путешествие в Завтра», которые написал инженер В. Дмитриев. Под этим псевдонимом работал Василий Захарченко, редактор «Техники – Молодежи». Апрельский номер журнала был подготовлен по заявкам читателей, поэтому очередной очерк В. Дмитриева сопровождало пояснение:
«Коллектив из 180 учеников семилетней школы Янтиковского района Чувашской АССР просит написать «о перспективах на будущее, о новейших достижениях советской науки и техники в области радио, ракеты, атомной энергии, телевидения и межпланетного путешествия».
С такой же просьбой обратились в редакцию 200 читателей библиотеки в Ново-Ильинском, семья Абрамовых из Новосибирска – жена, сын, две дочери, их соседи и знакомые.
Выполняя желание читателей, редакция помещает этот научно-фантастический очерк».
Рисунок на обложке иллюстрирует этот научно-фантастический очерк, опубликованный с подзаголовком «Глава 5, в которой читатель посетит остров имени К. Э. Циолковского», и рассказывает о путешествии на космическую станцию, двигающуюся со скоростью около восьми километров в секунду на высоте 300 км над Землёй.
Иллюстрации в тексте и рисунок обложки выполнил Николай Кольчицкий (1907–1979) – тот же самый художник, который в 1949 году нарисовал «бублик» Штернфельда. Со стороны станция выглядит следующим образом: «На зеленовато-сером экране радиолокатора я увидел маленькое ярко светящееся колечко с небольшим шариком посредине, почти затерявшееся на пятнистом поле экрана».
Эта станция, являющаяся промежуточным этапом для межпланетных путешествий, собиралась на околоземной орбите из материалов, доставляемых грузовыми кораблями с Земли.
В очерке дано подробное описание станции:
«Это было весьма странное на первый взгляд сооружение. Представьте себе огромный металлический «бублик», который, вращаясь вокруг своей оси, висел рядом с нами в пространстве. В самом центре этого колоссального «бублика» – там, где пустоту издавна положено было называть «дыркой от бублика», – находилось большое шаровидное помещение. Посредством нескольких труб оно было соединено с металлическим тором – телом спутника. Со стороны, с которой мы приближались к острову, – как мне казалось, сверху, – центральный шар был накрыт большим зонтообразным куполом. Над ним острым шпилем вздымалась радиоантенна. Из нижней части центрального шара, – мне казалось, вниз, – опускалась широкая труба; на конце которой находились два металлических цилиндра, разделенных круглым экраном. Я заметил, что они медленно вращались в сторону, обратную круговому движению спутника, так что один из цилиндров постоянно находился в тени, а другой был залит ярким солнечным светом.
Главное тело спутника – тор был не сплошь металлическим. С двух противоположных сторон стенки кольца были прозрачны. Сквозь голубоватое стекло изумрудно-зеленой показалась мне озаренная солнцем листва деревьев – это была оранжерея.
– В центральном помещении находится пост управления спутником и энергетическая станция, – объяснил мне пилот, медленно и осторожно подводя ракетоплан к верхней части зонта, туда, где была видна посадочная площадка и причальные приспособления. – Источником энергии острова, – продолжал он, – служат солнечные лучи. Вся эта площадка состоит из мощных фотоэлементов, заряжающих аккумуляторы. Однако станция, непосредственно превращающая энергию излучения солнца в электричество, дублируется тепловой станцией. Цилиндры, которые вы видите снизу, наполнены очень летучей жидкостью. Один из них освещается лучами солнца, другой закрыт от лучей экраном. Поэтому между ними создается перепад температуры более чем в сто градусов. Этого вполне достаточно для приведения в действие двух турбоэлектрогенераторов. Они служат резервным энергетическим источником острова».
Рисунок на обложке полностью соответствует описанию космической станции. Вверху длинный шпиль радиоантенны, с посадочной площадки отлетел ракетоплан, другой готовится к отлёту. На торе хорошо видны зелёные секторы оранжереи. На торе, с двух противоположных сторон, установлены длинные антенны. На конце одной из них виден космонавт, который приваривает чашу ультракоротковолнового рефлектора. На центральном шаре огромная красная звезда как символ СССР. Внизу, в нижней части трубы, расположены два цилиндра, разделённые круглым экраном.
В 1956 году подробное описание этой космической станции появилось в книге Феликса Зигеля «Искусственный спутник Земли» (М.: Учпедгиз, 1956). На обложке рисунок Б. Малышева с изображением космической станции из очерка В. Дмитриева.
В книге на нескольких иллюстрациях показаны фрагменты станции. В книге не указано имя художника.
В 1952 году научно-фантастические очерки «Путешествие в Завтра» были выпущены отдельной книгой в издательстве «Детгиз», а в 1953 появилось переиздание. Книга выпущена под настоящей фамилией автора. Вверху рисунок с обложки, его выполнил художник Николай Кольчицкий. По своей конструкции станция на обложке книги схожа с космической станцией на обложке журнала «Техника – молодежи».
По сравнению с журнальным вариантом, текст книги немного изменён и дополнен. Так, в описании станции–«бублика» появились дополнительные подробности: «На ближайшей же к нам стороне центрального шара находилась широкая круговая площадка, удивительно напоминавшая раскрытый китайский зонтик колоссальных размеров. По всей видимости, это и была посадочная площадка для ракетопланов, так как на краю зонта я увидел небольшую, прочно прикрепленную пассажирскую ракету».
В книге, на вклейке, напечатан цветной рисунок станции.
На иллюстрации хорошо виден полиграфический растр. Я его убрал, чтобы он не мешал разглядеть детали станции.
По сравнению с журнальной иллюстрацией, конструкция станции изменена: отличаются переходы, связывающие тор и центральную сферу, на торе появились купола с антеннами, а ракетопланы стыкуются со станцией по периметру посадочной площадки. Рисунок подписан «Над Землёй двигался новый искусственный спутник».
В 1953 году книга переиздана, но вместо цветного рисунка в ней чёрно-белый.
Это иллюстрация всё того же Николая Кольчицкого. В правом нижнем углу рисунка хорошо различима подпись художника и год создания – 1951. Для удобства я убрал полиграфический растр, чтобы были лучше различены детали.
В 1980 году, в октябрьском номере журнала «Техника – молодёжи», опубликован эскиз этого рисунка. Он выполнен в конце 1940-х – начале 1950-х.
В 1954 году в 4 и 5 номерах московского журнала «Пионер» публиковался научно-фантастический рассказ Г. Остроумова «Лунный рейс». Иллюстрации к нему выполнил Кольчицкий. Космическая станция на рисунках мало похожа на станцию Захарченко, но некоторые узлы схожи. Поэтому несколько рисунков в «Пионере» помогают уточнить устройство станции Захарченко. Вверху показаны четыре журнальные иллюстрации.
В 1957 году, через пять лет после советского издания книги «Путешествие в Завтра», в Будапеште выпущена книга «Космический корабль» (Az űrhajózás. - Budapest: Gondolat Könyvkiadó, 1957), в которой на рисунке под номером 26 находится отретушированная чёрно-белая иллюстрация из книги Захарченко. Под рисунком поясняющая надпись «Cialkovszkij űrállomás», что переводится как «Космическая станция Циолковского». Надпись можно понять двояко – или как «Космическая станция конструкции Циолковского», или как «Космическая станция имени Циолковского». Эта неопределённость впоследствии приведёт к ошибке на почтовой марке Венгрии 1969 года. А в книге Захарченко всё однозначно определено: нет ничего о том, что это проект Циолковского, но указывается, что станция носит его имя: «Вот так мы строили весь наш остров, который мы назвали именем великого Циолковского».
|
Венгрия, 1969 год
(Michel № 2548 B)
|
|
Венгрия, 1969 год
Конверт первого дня
|
1 ноября 1969 году в Венгрии выпущена серия марок, посвящённая советскому и американскому исследованию космического пространства. Для рисунка торообразной орбитальной станции на одной из почтовых миниатюр художник Шандор Легради (1906–1987) использовал иллюстрацию из венгерской книги «Космический корабль» 1957 года. Вместе с рисунком на марку перекочевала и ошибочная трактовка поясняющего текста из книги: «Ciolkovszkij űrállomás terve – 1903» (Проект космической станции Циолковского – 1903 год).
Шандор Легради огрубил свой рисунок, удалив с него некоторые детали, которые есть на иллюстрации Кольчицкого. В частности, на венгерской марке станция показана без красной звезды. А так как Легради использовал очень сильно отретушированный рисунок, то ошибочно принял диск посадочной площадки за «колесо», изобразив его в виде маленький тор со «спицами»–переходами в верхней части станции.
|
Венгрия, 1970 год
Специальный штемпель
|
В Венгрии космическая станция Захарченко прочно ассоциировалась с советскими космическими исследованиями, поэтому дважды появлялась на специальных почтовых штемпелях, посвящённых советским выставкам. Первый штемпель применялся в Будапеште 17 октября 1970 года. На штемпеле чёрного цвета изображён «бублик» Захарченко. Над ним надпись: «Советская космическая выставка», а под ней – «Музей транспорта» и «Будапешт. 1970. X. 17»
При изготовлении рисунка штемпеля скорее всего использовался рисунок марки 1969 года: на них посадочные площадки – одного вида, который отличается от посадочной площадки на рисунке Кольчицкого. На штемпеле и марке изображено «колесо со спицами», а у Кольчицкого это диск.
Штемпель встречается редко. Возможно, потому, что применялся всего один день на торжественном мероприятии государственного уровня, на которое приглашали по специальным приглашениям.
Выставка торжественно открылась 17 октября 1970 года. СССР и Венгрия готовили её на высоком дипломатическом уровне – на открытии присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Советского Союза в Венгрии Фёдор Титов и министр Транспорта и почты ВНР Дёрдь Чанади. Экспонаты подготовил и предоставил Московский Политехнический музей.
Вверху фотография с этой выставки, опубликованная в 1971 году в I выпуске «Ежегодника Музея Транспорта» (Közlekedési Múzeum Evkönyve I (1896-1971). - Budapest: Közlekedési Dokumentációs Vállalat, 1971. - p. 42).
Пояснительный текст к фотографии: «Фрагмент советской космической выставки 1970 года».
Для торжественного открытия выставки были напечатаны специальные пригласительные с рисунками и текстом. Пригласительные изготовлены на плотной глянцевой бумаге, сложенной пополам. В раскрытом виде их размер 440x99 мм, в сложенном – 220x99 мм.
На лицевой странице слева изображён третий советский искусственный спутник Земли, а внизу название выставки «Исследование космоса».
На внутренней левой странице сверху приведена цитата К. Э. Циолковского:
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
А снизу, под тремя звёздами, интересное информационное сообщение:
«В день открытия на территории выставки работает почтовое отделение».
Именно в этом почтовом отделении применялся специальный штемпель с рисунком фантастической станции Захарченко.
На правой внутренней странице размещён текст самого приглашения:
«СОВЕТСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы приглашаем Вас на открытии нашей выставки 17 октября 1970 г., которое состоится в субботу утром в 12 часов в Музее Транспорта в зале Сеченьи (по адресу: XIV район, Варошлигет, 11)
Выставку откроет
Д-р ДЁРДЬ ЧАНАДИ
академик, министр транспорта и почты
а также
ФЁДОР ЕГОРОВИЧ ТИТОВ
Чрезвычайный и Полномочный Посол Советского Союза в Венгрии
Материал выставки подготовлен и предоставлен нам Московским Политехническим музеем.
ТРАНСПОРТНЫЙ МУЗЕЙ»
На последней странице приглашения напечатан логотип Музея Транспорта в Будапеште, а под ним адрес и фамилия ответственного за выставку:
«XIV район, Варошлигет, 11
Д-р Ситар Ласло».
В память о посещении выставки, на лицевую страницу приглашения наклеена почтовая марка с космическим рисунком и нанесён штемпель. Оттиск на глянцевой мелованной бумаге, поэтому мастика плохо впитывалась и смазалась. Жалко, конечно, но другого оттиска у меня нет.
|
Венгрия, 1971 год
Специальный штемпель
|
Ещё через год космическая станция Захарченко появилась на другом венгерском специальном штемпеле, применявшемся в Будапеште 9 апреля 1971 года. В центре штемпеля рисунок торообразной станции, над ним надписи «Советские люди и автоматы в космосе» и «Выставка», а под рисунком надпись «Будапешт. 1971.IV.9».
Этот почтовый штемпель применялся в день открытия выставки «Советские люди и автоматы в космосе», посвящённой десятой годовщине космического полёта Юрия Гагарина и проходившей в Будапеште в Музее прикладного искусства. Выставку организовало Венгеро-советское общество дружбы Академии наук СССР и Академии наук Венгрии.
К выставке «Советские люди и автоматы в космосе» Венгерская национальная филателистическая ассоциация подготовила сувенирную папку с марками, погашенными спецштемпелем.
Рисунок штемпеля прошёл большой путь длиной в 21 год – от рисунка на обложке журнала «Техника – молодежи» в 1950 году, к иллюстрации в книге Захарченко 1952 года, затем к отретушированному рисунку в венгерской книге 1957 года, потом к марке Венгрии 1969 года и, наконец, на специальные почтовые штемпели Будапешта 1970 и 1971 года.
|
СССР, 1960 год
Немаркированная почтовая карточка
|
Рисунок орбитальной станции из книги Захарченко использовался не только венгерскими художниками. Так, в 1960 году, на немаркированной почтовой карточке, выпущенной ИЗОГИЗ, изображена космическая станция, верхняя часть которой позаимствована с рисунка Николая Кольчицкого из книги «Путешествие в Завтра». Автор рисунка почтовой карточки – советский художник Валентин Викторов (1909–1981), автор многих советских «космических» плакатов. На обороте почтовой карточки надпись:
«Мечта человечества будет осуществлена!
Один из проектов советских ученых. Космическая станция-спутник Земли».
Нижняя часть космической станции позаимствована Викторовым с другой иллюстрации, появившейся на вклейке книги Бориса Ляпунова «Борьба за скорость» (М.: Молодая гвардия, 1952). Об этой космической станции можно прочитать в статье «Космические станции Ноордунга, Росса и Смита, Ляпунова, Ротрекла и «Международной книги».
Космическая станция Захарченко также появилась на суперобложке польского издания книги Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (Bradbury R. 451 Fahrenheita. - Warszawa: Czytelnik, 1960).
|