История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

О ТЕЛЕВИЗИОННОМ СПУТНИКЕ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2011

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2011

?????

Создавая рисунок марок, художники часто заимствуют сюжеты и фрагменты чужих рисунков. На марках СССР это было обычным явлением. Характерен случай, произошедший с маркой 1966 года, посвящённой Эжену Потье (Michel № 3210). В апрельском номере журнала «Филателия СССР» за 1966 год появилась заметка «Кто прав?», в которой приводится письмо читателя Н. Заломовича и ответ на него художника В. Пименова. Читатель недоумевает, зачем художнику понадобилось переиначивать картину Делакруа «Свобода на баррикадах», изменив детали и заменив Марианну на мужчину. Ответ художника прояснят отношение советских мастеров почтовой миниатюры к работам других художников: «Ведь нам не запрещено использовать характерные типы из произведений различных художников. А картина Э. Делакруа настолько интересна, что её не грех вынести и на марку».

Эскиз окончательного варианта марки к 100-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Автор – Ю. Гржешкевич

Фотокопия оригинала марки из Центрального музея связи им. А. С. Попова (илл. из статьи Б. Рогальского «Грезы о земле и небе» (ж-л «Филателия», № 5 1994))

СССР, 1957 год

(Michel № 1993)

То же самое произошло и с маркой СССР 1957 года (Michel № 1993), посвящённой 100-летию со дня рождения Константина Циолковского. Рисунок почтовой миниатюры выполнил 35-летний московский художник Юрий Романович Гржешкевич. Вверху показан окончательный вариант марки, опубликованный в 1969 году в книге Евгения Сашенкова «Почтовые сувениры космической эры», фотокопия оригинала почтовой миниатюры из Центрального музея связи им. А. С. Попова и марка СССР 1957 года. Для своей работы Гржешкевич использовал фантастические рисунки других художников – Николая Гришина, Флорентия Рабизы и Константина Арцеулова. Когда-то эти рисунки печатались многотысячными тиражами, но сегодня мало кто помнит о них.

СССР, 1957 год

(Michel № 2026)

После запуска первого искусственного спутника Земли на марке была сделана надпечатка чёрного цвета (Michel № 2026). Многим филателистам хорошо знакома эта марка, а о многочисленных подделках надпечатки не раз писалось в филателистической литературе – желающие могут без труда найти информацию об этой почтовой миниатюре. Поэтому упомяну лишь об одном курьёзном случае, произошедшем с надпечаткой.

Куба, 1977 год

(Michel block № 50)

В 1977 году, к 20-летию запуска первого спутника, на Кубе была выпущена серия почтовых марок. На блоке (Michel block № 50) изображена Земля, спутник и марка СССР 1957 года с надпечаткой. Для своего рисунка кубинский художник полностью перерисовал советскую почтовую миниатюру. По всей видимости, он не был дотошным филателистом, потому что надпечатка на кубинском рисунке очень сильно отличается от надпечатки на советской марке. К тому же художник не знал русского языка, поэтому перерисовал слова и буквы с ошибками: в надпечатке у него получилось «4/X 57 Первыи в мире искусств. спутник Земли», а в тексте марки под надпечаткой – «Сто лесо аия рожаения К. Э. Циолковскго».

Но вернёмся к советской марке 1957 года. В её центре популярный портрет Циолковского, до этого много раз появлявшийся на страницах периодической печати, а также на рисунках и картинах. Этот портрет выполнен по фотографии 1924 года. Фотография сделанной в одном из фотоателье Калуги, имя фотографа неизвестно. Впервые фотография опубликована в журнале «Связь» (1925, № 18).

Португалия, 1975 год

(Michel № 1293 x)

Куба, 1981 год

(Michel № 2548)

Болгария, 1982 год

(Michel № 3090)

Казахстан, 2007 год

(Michel № 577)

Это известный портрет Циолковского, впоследствии он появился на многих марках. Иногда художники творчески переосмысливали фотографию. Приглядитесь внимательно к рисунку марки Португалии 1975 года (Michel № 1293 x), Кубы 1981 (Michel № 2548), купона Болгарии 1982 (Michel № 3090), рисунку марки Казахстана 2007 года (Michel № 577) – портрет Циолковского выполнен по мотивам одной и той же фотографии 1924 года.

Слева от портрета изображён космический аппарат.

Рисунок Н. Гришина

(Радио. – 1956. – № 6. – 1 стр. обл.)

Как выяснилось, он выполнен по мотивам иллюстрации московского художника Николая Ильича Гришина (1921-1985) к статье Виктора Петрова «Телевидение будущего: Использование искусственного спутника Земли для всемирного телевизионного вещания». Статья появилась за 16 месяцев до запуска первого искусственного спутника Земли, в июньском номере журнала «Радио» за 1956 год. Статья была популярной, её цитировали в советской прессе. Упоминания о ней встречается и в зарубежных публикациях. Так, через два года после появления в журнале «Радио», пересказ статьи, под названием «Русские предлагают глобальное телевидение», появился в американском журнале «Popular Electronics» (1958, июнь). В американской статье использованы иллюстрации из статьи Петрова, но не воспроизведён рисунок обложки журнала «Радио».

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 110 A)

Виктор Петров писал о возможности создания искусственного спутника и довольно подробно рассказал о проекте американца Вернера фон Брауна – о трехступенчатой ракете-носителе, способной вывести спутник на орбиту. Впоследствии ракета фон Брауна появилась на многих марках, например, её можно увидеть на блоке эмирата Шарджа 1972 года (Michel block № 110 A). Забавная деталь: при пересказе статьи Петрова в «Popular Electronics» не упоминается имя американца фон Брауна, а иллюстрация его ракеты-носителя подписана «Трёхступенчатая чудовищная ракета, предложенная мистером Петровым для забрасывания телевизионных спутников на их орбиты вокруг экватора».

Боливия, 1987 год

(Michel block № 164)

В статье Петрова также упоминался большой спутник–«бублик» диаметром 80 метров, собираемый на орбите. Это тоже проект фон Брауна и он также неоднократно появлялся на марках. Вверху показан блок Боливии 1987 года (Michel block № 164) с проектом этого спутника-станции и портретом фон Брауна. Надпись под станцией: «Орбитальная станция. База для полётов к Луне и планетам».

Большую часть статьи В. Петрова занимает рассказ о трёх стационарных спутниках, с помощью которых можно осуществить всемирное телевещание. Плоскости орбиты спутников совпадает с плоскостью экватора, а угловая скорость одинакова и совпадает с угловой скоростью Земли. Спутники разнесены друг от друга на 120 градусов и расположены на высоте 35800 км. Каждый космический аппарат оснащён тремя антеннами – приёмно-передающая направлена в сторону Земли, две другие – в сторону ретрансляционных спутников-соседей. Петров пишет: «Но уже сейчас можно сказать, что приём программ телевидения с Земли на спутник будет осуществляться вероятнее всего в метровом диапазоне волн, а со спутника на Землю, с точки зрения минимальных весов и габаритов аппаратуры, на волнах дециметрового, сантиметрового или даже миллиметрового диапазона. [...] Связь между спутниками с целью ретрансляции в условиях космического пространства, где нет практически атмосферы и царит почти «вечный день», вероятнее всего будет осуществляться на волнах сантиметрового или миллиметрового диапазона, в зависимости от веса габаритов аппаратуры и направленности антенн».

Рисунок А. Катковского

(Техника – молодежи. – 1956. – № 11. – С. 28–29)

Рисунок этого спутника появился и на страницах других периодических изданий. Так, через пять месяцев после публикации статьи в «Радио», в ноябрьском номере журнала «Техника – молодёжи» за 1956 год, появилась статья инженера Ю. Буданцева «Новые экраны, новые возможности» о современном телевидении и перспективах его развития. Рассказ о ретрансляционных спутниках будущего дополняет иллюстрация А. Катковского. На рисунке показаны ретрансляционные телевизионные спутники. В статье отмечается: «Скорость спутников такова, что их антенны, непрерывно обращённые к определённым передвигающимся телевизионным центрам Земли, смогут в любое время ловить сигналы и передавать их или соседнему спутнику для ретрансляции в другие части света, или отражать их обратно в свой сектор».

Позже В. Петров написал книгу «Искусственный спутник Земли». Книга издана в 1958 году в «Воениздате» и в ней упоминается ранняя статья автора: «Имеется ряд проектов осуществления всемирного телевизионного вещания с помощью трех ИСЗ (Примеч. – В отечественной периодической печати этот проект был описан автором в журнале «Радио» № 6, 1956 г., стр. 28–31. Здесь этот проект дается в несколько исправленном виде)». В частности, изменился вид направленной в сторону Земли антенны: «Предположим, что спутник оборудован тремя антеннами: одной направленной на Землю приемно-передающей параболической антенной, и двумя, направленными на соседние спутники».

Эволюцию рисунка телевизионного ретрансляционного спутника можно проследить, сравнив фрагмент обложки журнала «Радио» за 1956 год (слева), эскиза марки (второй слева), почтовой марки СССР 1957 года (второй справа) и блока Кубы 1978 года (справа). На эскизе и марке, у спутника изменены некоторые конструктивные элементы, исчезла направленная в сторону Земли приёмно-передающая антенна.

Чехословакия, 1962 год

(Michel № 1335)

Интересно, что у космического аппарата на марке СССР 1957 года есть «сводные братья». Так, по мотивам иллюстрации на обложке журнала «Радио», выполнен рисунок ещё одной марки – Чехословакии 1962 года (Michel № 1335). Космический аппарат на чехословацкой почтовой миниатюре немного отличается от оригинального рисунка Николая Гришина – видоизменились и появились новые конструктивные элементы, стала другой антенна, направленная в сторону Земли. Надпись на марке: «Телевизионный спутник».

Куба, 1964 год

(Michel № 931)

А ещё через два года, в 1964, на Кубе была выпущена большая серия марок, посвящённая 25-летию национальной ракетной почты. Рисунки всех космических аппаратов позаимствованы с почтовых миниатюр других социалистических стран. На одной из марок (Michel № 931) изображён телевизионный спутник с чехословацкой марки.

Рисунок В. Добровольского

(Наука и жизнь. – 1957. – № 2. – 1 стр. обл.)

По мотивам рисунка Николая Гришина выполнен рисунок обложки февральского номера журнала «Наука и жизнь» за 1957 год. Это иллюстрация художника В. Добровольского к статье Н. Варварова «Искусственные спутники Земли». На рисунке гибрид спутника связи из журнала «Радио» и проекта американского спутника «MOUSE», предложенного в 1953 году профессором Мэрилендского университета Фредом Сингером. У этого шарообразного спутника с проходящим сквозь него штырём часть сферы прозрачная, поэтому солнечные лучи беспрепятственно попадают внутрь на солнечную батарею.

Шри-Ланка, 1999 год

(Michel № 1202–1203)

Виктор Петров не был первым, кто предложил разместить ретрансляционные телевизионные спутники на геостационарной орбите. Широкую популярность эта идея получила после статьи Артура Кларка «Внеземные ретрансляторы: Могут ли ракетные станции дать всемирное радиопокрытие?», появившейся в 1945 году в октябрьском номере журнала «Wireless World». Поэтому геостационарную орбиту иногда называют «Орбитой Кларка». Так, в 1999 году в Шри-Ланке выпущены две марки (Michel № 1202–1203), на которых изображены схемы ретрансляционных спутников на геостационарной орбите. Одна из иллюстраций взята из статьи в «Wireless World». Надпись под каждой схемой: «Орбита Кларка. Концепция 1945 года».

Шри-Ланка, 1999 год

Конверт первого дня

Марки посвящены 50-летию установления связи на Шри-Ланке. На рисунке конверта первого дня показаны современные телекоммуникационные спутники на геостационарной орбите и наземная спутниковая антенна. На марках изображён автор «орбиты Кларка». Но больше всего Кларк известен не как автор статьи о геостационарных ретрансляционных спутниках, а как всемирно признанный писатель-фантаст. Не случайно в верхней части марок Шри-Ланки надпись «2001», это прямое указание на его книгу «Космическая одиссея 2001 года» и одноимённый фильм Стенли Кубрика, снятый по сценарию Кларка.

Парагвай, 1970 год

(Michel № 2069)

Фильм стал классикой мирового кинематографа и получился настолько реалистичным, что изображение орбитальной станции из фильма появилось среди марок с реальными космическими проектами и логотипом НАСА (Парагвай, 1970 год (Michel № 2069)). Помимо ошибочного отнесения станции к проектам НАСА, в надписи к рисунку указан другой, отличный от 2001, год: «Будущая космическая станция 2000 года».

Палау, 1999 год

(Michel № 1507)

Идея Кларка об использовании системы спутниковой связи на геостационарных орбитах отражена в филателии. В 1999 году в Палау появилась серия почтовых марок «Информационный век: Провидцы в XX столетии». На одной из почтовых миниатюр (Michel № 1507) – портрет Кларка и надпись «Орбитальный спутник связи». А в 2009 году появилась серия марок «Связь» африканского государства Гвинея-Бисау, одна из марок которой (Michel № 4139) также посвящена Артуру Кларку.

Гвинея, 2008 год

(Michel block № 1558 A)

Упоминание об «орбите Кларка» появилось и на блоке Гвинеи 2008 года (Michel block № 1558), посвящённому кончине фантаста. На поле блока приведена краткая биография писателя, упоминается его книг «Космическая одиссея 2001 года» и книжный цикл «Рама», сообщается, что именем Кларка назван астероид 4923, динозавр Serendipaceratops Arthurcclarkei и геостационарная орбита, а также приводятся Законы Кларка:

«1. Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно – он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно – он, весьма вероятно, ошибается.

2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.

3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Работая над эскизом марки СССР 1957 года, художник Гржешкевич, по всей видимости, специально не искал иллюстрацию спутника связи, просто ему понравился рисунок на обложке журнала «Радио» и он решил использовать его. Очень возможно, что художника не интересовало, для каких целей предназначался космический аппарат на журнальной обложке, ведь на рисунке марки у спутника отсутствует приёмно-передающая антенна, направленная на Землю. Поэтому на почтовой миниатюре вряд ли стоит искать связь между спутником связи на геостационарной орбите и идеями Циолковского. Вместе с тем бытует ошибочное мнение, что Циолковский ещё в 1895 году высказывал идею использования геостационарных спутников связи и даже «космического лифта». На самом же деле в статье «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения» Циолковский всего лишь пояснял проявление физического закона Ньютона и не выдвигал никаких предположений о геостационарных спутниках связи и «космическом лифте». Так, рассказывая о тяготении, Циолковский описывает гипотетическую башню:

«На башне, по мере восхождения на нее, тяжесть понемногу уменьшается; а если она выстроена на экваторе планеты и потому вместе с ней быстро вращается, то тяготение убывает еще не только по причине удаления от центра планеты, но и от увеличивающейся пропорционально этому удалению центробежной силы. Притяжение уменьшается, как свет лампы, помещенной в центре Земли, при удалении от нее, а центробежная сила, действующая в обратном направлении, возрастает. В конце концов на Земле тяжесть уничтожается на вершине башни высотой в 5,5 радиусов Земли (34 тысячи верст от земной поверхности; Луна раз в 11 дальше).

При восхождении на такую башню тяжесть понемногу уменьшается, не изменяя направления; на расстоянии 34 тысяч верст совсем уничтожается, затем выше опять обнаруживается с силой, пропорциональной удалению от критической точки, но направление её обратно, так что человек головой обращается к Земле, которую видит у себя сверху».

Ещё одна цитата, про башню на астероиде. Недобросовестные интерпретаторы усмотрели в ней геостационарный спутник:

«На другой подобной планете стояла страшной высоты башня, сверху и снизу тонкая, вроде веретена, и совсем без опоры, т. е. не касаясь планеты. Мы ходили под этим воздушным замком и удивлялись, почему он не падает к нам на головы. Дело в том, что верхняя его часть, от центробежной силы, стремится улететь, а нижняя – тянет в противоположную сторону. Форма и положение её таковы, что равновесие неизменно соблюдается».

Приведённые цитаты не являются идеями о геостационарных спутниках связи или «космическом лифте», это всего лишь занимательные пояснения к закону всемирного тяготения. В работах Циолковского много подобных пояснений, иногда описанная в них ситуация выглядит абсурдной и не претендующей на какие-либо приоритеты. Например, в книге «На Луне» (1887) Циолковский рассказывает о чудесном перенесении героя и его друга на другую планету: «Мы не понимали, как мы живем без воздуха, каким образом мы сами, наш дом, двор, сад и запасы пищи и питья в погребах и амбарах перенесены с Земли на Луну». Люди на Луне понадобились Циолковскому только для пояснения происходящих там явлений. Например, чаепитие в безвоздушном пространстве выглядит так: «Но и этот, сравнительно холодный, чай вырывался с заметной силой и слабо кипел в стаканах и во рту, подобно сельтерской воде».

ГДР, 1982 год

Иллюстрацию к книге Циолковского можно увидеть на одной из пятидесяти немаркированных почтовых карточек, выпущенных в ГДР к 25-летию космической эры. Рисунки карточек поясняют специальные гашения, применявшиеся в Берлине в 1981–1983 годах.

Циолковский К. Грёзы о Земле и небе (1935)

Рисунок карточки ГДР выполнен по рисунку обложки книги «Грёзы о Земле и небе», выпущенной издательством ОНТИ в 1935 году.

Под рисунком телевизионного спутника в левой части марки СССР 1957 года, посвящённой Циолковскому, изображены книги и лист бумаги с чертежом. Вверху показан фрагмент эскиза марки (слева) и фрагмент марки (справа).

Рисунок чертежа выполнен условно, поэтому невозможно точно определить, какую работу Циолковского подразумевал художник на рисунке марки. Возможно, на рисунке аэростат или ракет, которые часто встречаются в трудах Константина Эдуардовича.

Венгрия, 1962 год

(Michel № 1854 A)

Чертеж межпланетного дирижабля «Ракета» по проекту К. Э. Циолковского

(Природа и люди. – 1914. – № 4)

Отмечу, что следующая марка, на которой появился чертёж Циолковского, выпущена через пять лет в Венгрии (Michel № 1854). Под рисунком надпись: «Ракета Циолковского». Этот чертёж впервые появился в научной беседе К. Вейгелина «Как можно долететь до Луны», опубликованной в журнале «Природа и люди», № 4 за 1914 год. Иресна надпись под рисунком: «Чертеж межпланетного дирижабля «Ракета» по проекту К. Э. Циолковскаго». В статье говорится: «По приглашению редакции «Природа и Люди», К. Э. Циолковский начертил для журнала схему проектируемого им реактивного аппарата «Ракета».

Очень интересен рисунок правой части марки, посвящённой 100-летию со дня рождения Циолковского. На рисунке будущее – космический корабль на одной из лун Сатурна. Рядом с кораблём два космонавта глядят на близкий Сатурн, его кольца и спутники.

Журналист Евгений Сашенков в книге «Почтовые сувениры космической эры» (М.: Связь, 1969) так рассказывает о рисунке марки:

«В этой, довольно сложной по композиции, марке передний план – портрет ученого – дан на фоне беспрецедентного фрагмента: изображения высадки космонавтов на одном из спутников... Сатурна. Почему – Сатурна? Послушаем, что говорит автор марки художник Ю. П. Гржешкевич [Юрий Романович Гржешкевич – Ю. З.], объясняя свое решение юбилейной темы, к которому он пришел, кстати, еще почти за год до запуска первого спутника:

«...Как известно, завещая людям обжить Вселенную, Циолковский считал первыми пунктами следования человека в межпланетном пространстве Луну, Марс, Венеру, т. е. ближайших соседей нашей планеты в солнечной системе. Ни Мимас, ни Тефия, ни Титан – словом, ни один из десяти спутников Сатурна, конечно, не назван Циолковским в качестве одной из ближних целей звездного рейса человека. Но тем не менее, – продолжает Гржешкевич, – я преднамеренно показал более отдаленное будущее космического века, а не первые шаги человека в космос. Очень хотелось как-то раскрыть в маленьком прямоугольнике марки великую мысль, что завещал Циолковский потомкам – идти смело вперед».

Говоря о ближайших космических экспедициях, художник ошибся. В научно-фантастической повести Циолковского «Вне Земли» (1896, 1920) герои обсуждают скорую космическую экспедицию к спутникам Сатурна:

« – Если не переутомимся, – сказал Иванов, – то, может быть, достигнем Юпитера и Сатурна. Едва ли удастся спуститься на эти планеты, так как смельчаков ожидает почти верная гибель. Но можно покружиться около них на близком расстоянии, посетить их малые спутники и залететь на кольца Сатурна...»

Циолковский К. Отрывки вычислений и чертежи по астрономии (1878)

Циолковский К. Юношеские работы (Некоторые иллюстрации к «Грезам») (1879)

Кроме того, описывая различные физические явления, Циолковский несколько раз рисовал опыты в окрестностях Сатурна. Так, в рукописи 1878 года, он нарисовал шар с находящимися внутри людьми и предметами в условиях невесомости. Надпись у шара: «Тут должна быть средина сатурнова кольца». А на одной из иллюстраций 1879 года, выполненных Циолковским к работе «Грёзы о Земле и небе», также показаны физические опыты у Сатурна.

Рисунок К. Арцеулова и Ф. Рабизы

Техника – молодёжи. – 1954. – № 7. – 1 стр. обл.

Несмотря на фантастичность рисунка, Юрий Гржешкевич не придумал ничего нового. Работая над рисунком почтовой миниатюры, он использовал иллюстрации других художников. Так, Сатурн, космонавты и скалы позаимствованы с обложки июльского номера журнала «Техника – молодёжи» за 1954 год: тот же Сатурн, космонавты, скалы... Но что здесь делают люди без скафандров и почему один из них снимает всё происходящее на телекамеру? Это становится понятно из подробного пояснения к рисунку:

«Вспышка, еще вспышка... Длинные мечи стремительного пламени снова прорезают черную глубину пространства, усыпанную крупными немерцающими звездами. Вдалеке резко очерченным диском ослепительно сияет солнце. Оно в несколько раз меньше, чем казалось с затерявшейся где-то в просторах вселенной Земли.

Поверхность Земли оставлена уже очень давно. И сейчас межпланетный корабль, продолжая давать короткие вспышки вспомогательными двигателями, осторожно совершает посадку на один из спутников загадочного Сатурна.

Посадка очень сложна и опасна. Сила тяжести здесь ничтожна, но инерция больших масс вещества так же громадна и сокрушительна, как и в любом месте вселенной.

Все ближе поверхность спутника Сатурна, покрытая нагромождениями острых скал, рассеченная чудовищными трещинами. Это гигантский космический обломок, вращающийся вокруг красавицы-планеты.

Наконец посадка совершена на открытом пространстве у мрачно темнеющей бездонной трещины. Вокруг зловещими клыками высятся скалы.

Наши астронавты выходят из корабля. На всех межпланетные скафандры и шлемы. Все движутся медленно, осторожно: нужно привыкнуть к тому, что тело весит немногим больше килограмма.

Люди невольно застыли, потрясенные великолепием Сатурна, плывущего по алмазной россыпи звезд. Начальник экспедиции поднял руку, но в этот момент раздался громкий, повелительный голос:

– Эпизод отменяю! Правую скалу передвиньте ближе к трещине. Прожекторы ниже, пусть трещина будет темней.

Два человека легко передвинули скалу, трещина потемнела при новом варианте освещения. Репетиция научно-популярной телевизионной передачи продолжалась. Консультанты внимательно следили за тем, чтобы сущность передачи соответствовала последним научным данным.

Таких передам еще не было, но постановка их осуществима благодаря широким возможностям телевидения».

Это цитата из статьи инженера В. Ренарда «По ту сторону телеэкрана», рассказывающей о телевидении. Получается, что на рисунке изображена не настоящая космическая экспедиция, а её инсценировка.

Popular Mechanics. – 1950. – May.

Подобные сюжеты на обложках популярных журналах встречались не только в Советском Союзе. Например, на обложке майского номера американского журнала «Popular Mechanics» за 1950 год показана съёмка научно-фантастического фильма «Место назначения Луна» (1950). Сценарий фильма написан при участии Роберта Хайнлайна, впоследствии всемирно известного фантаста.

В статье, опубликованной в журнале «Техника – молодёжи», несколько иллюстраций А. Катковского и Н. Рушева. На одной из них показана съёмка «космической» научно-популярной передачи.

Актёры одеты в скафандры, похожие на водолазные. На игровой площадке установлены декорации, изображающие скалы, разбросаны камни. Снимается эпизод, в котором один космонавт нашёл что-то необычное и его товарищ подходит к нему, чтобы рассмотреть находку.

Во вспомогательной студии, на столе, установлен макет Сатурна и скал одного из его спутников.

Но вернёмся к рисунку на обложке журнала «Техника – молодёжи», на основе которого художник Юрий Гржешкевич подготовил рисунок для марки СССР 1957 года. В журнале указано, что рисунок обложки выполнили художники К. Арцеулов и Ф. Рабиза.

СССР, 1991 год

Художественный маркированный конверт

Константин Константинович Арцеулов (1891–1980) – личность неординарная: пионер советского планеризма, известный художник. Поэтому неудивительно, что в 1991 году в СССР выпущен маркированный конверт, посвящённый 100-летию со дня его рождения. Арцеулов был ведущим художником в журнале «Техника – молодёжи», сотрудничал со многими другими журналами, оформлял книги.

СССР, 1959 год

(Michel № 2192)

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 925)

Мали, 1967 год

(Michel № 142)

По мотивам иллюстраций Арцеулова выполнены рисунки нескольких марок СССР, Йеменской Арабской Республики, Мали, Болгарии, Венгрии. Так, на марке СССР 1959 года, посвящённой XXI съезду КПСС (Michel № 2192) появился фантастический лунный ракетоплан «Луна–1», нарисованный Арцеуловым в 1954 году для обложки октябрьского номера журнала «Знание – сила». А «воздухоплавательный прибор» Кибальчича, изображённый на марках Йеменской Арабской Республики 1969 года (Michel № 925, 932) и Мали 1967 года (Michel № 142) позаимствован с иллюстрации Арцеулова, выполненной для № 5–6 журнала «Техника – молодёжи» за 1944 год.

Рабиза Ф. Космос у тебя дома (1978)

Рабиза Ф. Космос у тебя дома (1984)

Второй автор «телевизионного» рисунка с обложки журнала «Техника – молодёжи» – Флорентий Владимирович Рабиза (1911–2002). Журналист, популяризатор науки, работал в «Технике – Молодёжи», где появлялись его заметки и рисунки. Исследователям истории советской фантастики интересен его фельетон в рисунках «Заредактированный полёт» («Техника – молодёжи» № 4 за 1954 год), в котором Рабиза высмеивает редакторов-перестраховщиков, не пускающих в печать интересные научно-фантастические книги.

В 1961 году Рабиза перешёл во вновь образованный журнал «Наука и жизнь», где проработал 12 лет. Рабиза написал несколько научно-популярных книг для детей. Интересно, что на обложках книги «Космос у тебя дома» рисунок с тем же самым сюжетом, что и на обложке журнала ноябрьского номера «Техника – молодёжи» за 1954 год: Сатурн и космонавты на одной из его лун. Вверху показаны обложки книг 1978 и 1984 годов издания, рисунки для которых выполнил художник Г. Соболевский по эскизам Рабизы.

Рисунок Ф. Рабизы

В книге «Космос у тебя дома» есть и оригинальный рисунок Рабизы. Он приведён в качестве примера, как с помощью фотоаппарата сделать снимки фантастических сюжетов:

«Предположим, это будет эпизод высадки экспедиции на спутнике Сатурна. Спутники у этой планеты очень небольшие, атмосферы на них нет. Члены экспедиции одеты в скафандры, берут образцы грунта, наблюдают поверхность восходящего из-за горизонта Сатурна. Вот такой кадр нам нужно сделать. Следует сделать макет этого кадра, а потом его сфотографировать».

На космонавтах архаичные скафандры, уместные на рисунках 1930–1950-х, но никак не 1970–1980-х. По всей видимости, Флорентий Рабиза выполнил эту рисунок не позднее июня 1954 года. Затем Константин Арцеулов перерисовал рисунок, сделав его цветным и добавив наземный колёсный вездеход (на рисунке – слева внизу), и людей, занятых съёмками научно-популярной передачи (на рисунке – справа внизу). В 1954 году этот рисунок появился на обложке июльского номера журнала «Техника – молодёжи». В 1957 году Юрий Гржешкевич, создавая эскиз марки к 100-летию Циолковского, использовал в своей работе рисунок из «Техники – молодёжи». А в 1978 и 1982 годах появились книги «Космос у тебя дома», рисунки обложек которых выполнены художником Г. Соболевским по оригинальному рисунку Рабизы.

Первые космонавты на Луне. Покинув свой звездолет, они приветствуют восходящую на горизонте Землю

(Рисунок Н. Гришина (1954))

Использовав для рисунка почтовой миниатюры обложку «Техники – молодёжи», Юрий Гржешкевич не остановился на этом и пририсовал космический корабль на поверхности спутника Сатурна. В 1950-х подобные космические аппараты появлялись на рисунках разных художников. Судя по обтекаемой форме и конструктивным элементам, этот космический корабль предназначен для полёта в атмосфере. Чаще всего корабли подобной формы встречаются на рисунках, посвящённых изучению Луны – по замыслу их авторов, такие корабли стартуют с Земли, садятся на лунную поверхность, а затем возвращаются на Землю. Поэтому вполне может оказаться, что Юрия Гржешкевича вдохновил рисунок советского космического корабля с первой лунной экспедицией землян. Так, на иллюстрации к статье Бориса Ляпунова «Мечта становится явью», появившейся в 1954 году в 52 номере журнала «Огонёк», хвостовая часть прилунившегося космического корабля поразительно напоминает нижнюю часть космического корабля на марке 1957 года, посвящённой Циолковскому. Автор журнальной иллюстрации – Николай Гришин, тот же художник, с рисунка которого позаимствован ретрансляционный спутник в левой части марки. Поясняющая надпись к рисунку: «Первые космонавты на Луне. Покинув свой звездолет, они приветствуют восходящую на горизонте Землю».

СССР, 1967 год

(Michel № 3404)

Прочитав эту надпись, многие филателисты сразу же вспомнят историю с маркой СССР 1967 года (Michel № 3404) «На Луне. Восходит Земля». Рисунок марки выполнен по рисунку лётчика-космонавта Алексея Леонова. На всём тираже сделана запечатка, скрывающая надпись «Восходит Земля». История эта известная и упоминавшаяся в филателистических статьях, отмечу лишь, что в каталогах Ляпина и Соловьёва ошибочно указан другой текст под запечаткой.

Первые люди на Луне

(Рисунок Н. Гришина (1954))

У Николая Гришина есть ещё один похожий рисунок, появившейся в 1954 году в книге Бориса Ляпунова «Открытие мира». Поясняющий текст: «Первые люди на Луне».

На марках СССР 1951 и 1957 годов, посвящённых Циолковскому, рядом с портретом учёного, как символ развития его идей, изображены фантастические космические аппараты. Подобное встречается и на некоторых других почтовых миниатюрах.

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2548 A)

СССР, 1986 год

(Michel № 5591)

Так, на марке Венгрии 1969 года (Michel № 2548) и СССР 1986 ((Michel № 5591) изображены торообразные космические станции. Бытует широко распространённое заблуждение, что эти станции – проект Циолковского, на венгерской марке даже имеется надпись: «Проект космической станции Циолковского – 1903». На самом же деле у Циолковского не было такого проекта, а рисунки космических станций попали на марки с советских иллюстраций 1951 и 1972 года. Но это уже совсем другая история...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001