История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Игорь Захорошко

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Владимир Михановский. «Гостиница «Сигма». Научно-фантастические повести и рассказы. Издательство «Детская литература». 1979. 304 стр. 60 коп.

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© И. Захорошко, 1979

Литературная Россия (М.). - 1979. - 17 авг. - С. 20.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

В ЛУЧШИХ своих произведениях жанр научной фантастики представляет собой тот «магический кристалл», который позволяет по-новому, под неожиданным углом зрения взглянуть на многие проблемы науки и общества. Эти проблемы волнуют нас сегодня, и потому здесь уместно вспомнить слова С. Лема о том, что для него фантастика – это современность, рядящаяся в галактические одежды. О чем бы ни размышлял писатель-фантаст – о контактах с внеземными цивилизациями, о межгалактических и межпланетных перелетах, о грядущем, которое ожидает человечество, – всегда автор мыслями остается в современности.

Обо всем этом думаешь, читая новую книгу Владимира Михановского. Повести и рассказы, вошедшие сюда, разнообразны по тематике. Однако, будучи собранными воедино, они производят цельное впечатление, поскольку в чем-то дополняют друг друга.

... Некий огромный портовый город – мегаполис западного мира. Как же устроена жизнь в этом городе? Внешне, казалось бы, все обстоит благопристойно: ведь каждому жителю может определить «место в жизни» Лабиринт – огромная электронная система, упрятанная под землю. Бродя по длинным подземным тоннелям Лабиринта, человек подвергается разного рода испытаниям, тестам, переменным силовым полям. В результате такого всестороннего исследования машина определяет скрытые склонности человека, комплекс его способностей и соответственно этому предоставляет испытуемому соответствующее занятие, работу – место в жизни. Беда, однако, а том, что билет в Лабиринт стоит чудовищно дорого и далеко не каждому жителю города он по карману. Ну, а как же быть тем, у кого нет денег, чтобы заплатить за «место в жизни»? Тем остается только одно – превратиться в докеров, грузчиков, подсобников, чернорабочих, людей, зарабатывающих мало и едва сводящих концы с концами. Круг, таким образом, закономерно замыкается: портовикам никогда уже не подняться до вожделенного «места в жизни». Такова «справедливость» буржуазного общества, которое на всех перекрестках кричит о «равных возможностях» своих сограждан!

Повести и рассказы писателя посвящены различным проблемам. Вот, например, перед нами сложнейшая белковая система, которую ученые сначала выращивают в камерах синтеза, а затем в течение долгого времени «воспитывают», насыщая информацией. Действие происходит в обиталище ученых – Зеленом городке, затерявшемся в пространствах Сибири («Тобор первый»).

Произведениям Михановского свойственна определенная цикличность. Герои его, мужая и взрослея, переходят из рассказа в рассказ, как бы связывая их единой нитью.

Своеобразна форма некоторых повестей В. Михановского. Так, в повести «Гостиница «Сигма», давшей название всей книге, проза органически «состыкована» со стихами. Каждой главе предпослан небольшой стихотворный пролог, который, подобно камертону, задает звучание всей главе.

Игорь ЗАХОРОШКО



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001