Е. Викоров
ЭКСЛИБРИСЫ ПИСАТЕЛЕЙ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© Е. Викоров, 1978
Молодой ленинец (Ставрополь).- 1978.- 11 марта.- 50 (8942).- С. 2.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
По традиционному толкованию экслибрису издревле вменяется в обязанность указывать, кому принадлежит данная книга. Книжный знак, стало быть, в теснейшем родстве с библиотечными штампами, резиновыми печатками с именем владельца, наконец, просто с карандашными или чернильными пометками на книге, указывающими на их принадлежность. Актуальность этой функции экслибриса не подлежит сомнению: украденную книгу легко опознать.
В прошлом столетии распространился обычай указывать принадлежность книги, не марая страниц чернилом, а приклеивая к форзацу небольшой листок бумаги с монограммой владельца. Монограммы заказывалась художникам, часто известным. Вместо монограмм и виньеток стали чаще употребляться символические рисунки.
Экслибрис мало-помалу превратился в жанр малой графики. Художники стали обращаться к нему уже по собственному почину, зачастую мало заботясь о том, станет ли владелец использовать созданный ими рисунок по прямому, так сказать, назначению. Дошло до того, что "владелец" мог и не знать о "своем" экслибрисе!
В крайностях, как говорят, мало правды. Видимо, экслибрису свойственно иметь несколько функций. Основная же его задача триедина: указывать на книге, кому она принадлежит; отражать темой своего рисунка библиофильские интересы владельца или его профессию; украшать книгу, ибо рисунок экслибриса исполняют обычно художники.
Ну, а что касается экслибрисов, которые предлагаются вашему вниманию здесь, то их можно рассматривать прежде всего как дружеские шаржи на известных советских писателей-фантастов. Все экслибрисы - работы Виктора Шапиля.
|