А. Турлов
ЗАТЯНУВШЕЕСЯ ОЖИДАНИЕ
Кинофантастика
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Турлов, 1988
За знания (Комсомольск-на-Амуре). - 1988. - 30 июня. - С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006 |
При беглом взгляде создается впечатление, будто все по-новому. Наращивая обороты, раскручивается механизм машины киноиндустрии. Много выпускается фильмов проблемных, спорных, заставляющих задуматься. Естественно, этот процесс отражается и на выпуске кинофантастики. Но давайте разберемся. Кинофантастику прошлых лет справедливо критиковали за отсутствие зрелищности, слабую постановку, неразборчивость в подборе источников и написании сценариев, в слишком вольном обращении с оригиналами. Один из блестящих по своей слабости примеров – это «Человек-невидимка» (режиссер Александр Захаров, «Мосфильм», 1985 г.), который ни в коей мере не может соперничать даже с одноименным фильмом Джеймса Уэйла, выпущенным еще в 1933 г. и спустя два года прошедшим по экранам нашей страны. Если экранизация классики была столь неудачной, то что же можно говорить о невразумительных «инопланетянках», «акванавтах», «звездных инспекторах», «командировках», «стихиях», которые лишь претендовали на отражение в зеркале фантастики наших сегодняшних земных проблем. Не более того.
Однако наши режиссеры вновь берут на себя смелость обращаться к фантастическому жанру, не заботясь о последствиях. Именно следствием этой бездумности стал фильм режиссера А. Ермаша «Конец вечности» – великолепная по своей серости и убожеству экранизация известнейшего романа классика современной фантастики Айзека Азимова. Остается только догадываться, на что рассчитывал режиссер, не располагая ни достаточным опытом в постановке НФ-фильмов, ни такими средствами, которые позволили бы поставить фильм, производящий впечатление не меньшее, чем первоисточник. Но, увы, после просмотра фильма остается лишь разочарование и обида. Обида от того, что больше экранизировать это произведение наши режиссеры вряд ли будут, а использованная возможность была реализована безграмотно и халатно.
Сопоставляя выпускаемые в последнее время фантастические фильмы с картинами прошлых лет, приходишь к малоутешительному выводу, что пока еще ничего почти не изменилось в этой области. Выделяя мало средств на постановку фантастических фильмов, которые призваны быть зрелищными, руководители киностудий страны обрекают их на серость и невыразительность. Конечно, для кинофантастики зрелищность – не самоцель. Но полноте! Мы устали от лент, которые не могут убедить нас в фантастических размахах мира будущего, его достижениях и завоеваниях. Устали.
Можно было бы поучиться этой самой зрелищности у «загнивающего капитализма». К примеру, тот самый в пух и прах раскритикованный нашей критикой как «бездумный» и «пустой», но не виденный рядовыми зрителями сериал Джорджа Лукаса «Звездные войны» представляет собой прекрасную сказку, поставленную с таким мастерством зрелищности, что у нас вряд ли найдется фильм, который сможет с ним поспорить в этом отношении.
Возможно, выделение малых средств продиктовано вполне объективными причинами. Но зрителям от этого не легче. Поэтому убогая кинофантастика нам не нужна. Давайте не будем портить неумелыми экранизациями прекрасные произведения классиков. Чем такие фильмы, как «Конец вечности», лучше, право, никаких.
Но мы надеемся, верим, мы ждем фильмов, которыми сможем гордиться, восторгаться, фильмов, которые не стыдно будет показать и на традиционных фестивалях фантастических фильмов в итальянском городе Триесте. А нас там, надо сказать, давно уже заждались...
А. ТУРЛОВ,
председатель сектора кинофантастики КЛФ «Апекс».
|