История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Цымбаленко

ЗАЧЕМ НУЖНА СКАЗКА?

Заметки о новой повести Владислава Крапивина

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© С. Цымбаленко, 1977

На смену (Свердловск). - 1977. - 23 дек. - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010

ОТ ПИСАТЕЛЕЙ, журналистов, актеров, работающих для детей, часто приходится слышать, что для них это всего лишь этап, ступенька к более серьезной работе. Они считают, что детская психология, круг проблем, связанных с ребятами, недостаточны для творческого роста, мелковаты. Даже от педагогов приходится иногда слышать: «Какие там особенные чувства, заботы, мысли могут быть у детишек»...

Конечно, так думают не все. Писатель Владислав Крапивин давно пишет для ребят и умеет находить именно в «детской» теме острейшие социальные, нравственные проблемы современности. От повести к повести можно проследить углубление основной темы писателя – становление характера гражданина. Очередным этапом его «взросления» стала не взрослая книжка, а повесть «В ночь большого прилива», напечатанная в двенадцатом номере журнала «Уральский следопыт» за 1977 год. Читатели снова встретятся с трубачом Валеркой и его маленьким братиком – героями самой первой сказки Владислава Крапивина «Далекие горнисты».

Сказка – и гражданская тема. Возможно ли такое сочетание?

«Я не виноват, я не хотел этого. Я убеждал себя, что непростительно забивать голову сказками. Говорил себе: «Ты взрослый человек, у тебя серьезная работа. Думай о ней». И думал о работе. Но по утрам, сам того не желая, пытался собрать в памяти отрывки сновидений...» – так начинает свою повесть Владислав Крапивин. Зачем, в самом деле, ему понадобилась сказка? Это после такой сильной в социальном плане книги, как трилогия «Мальчик со шпагой»...

Да, именно после нее.

ТРОЕ ребят из детского клуба «Эспада», столкнувшись с хулиганами, струсили, бросили младшего товарища, который один пытался дать отпор. И Сережу Каховского, главного героя повести «Мальчик со шпагой», мучает вопрос: смог бы он пересилить страх, вступить в бой даже с более сильным врагом? Сереже придется не раз испытать себя, разрешая конфликты во дворе, на улице, в школе. Придется сражаться даже с вооруженным бандитом. Дело не в странном стечении обстоятельств, а в характере Сережи.

Любопытная деталь: немалую роль в становлении жизненной позиции мальчика сыграла сказка. Про Всадников, которые приходят на помощь в трудную минуту. Когда Сереже в самом деле было плохо, они пришли. Только не сказочные, а настоящие. Ими стали ребята из студенческого строительного отряда. И Сережа понимает: всадники, которые спешат на помощь, перестают быть только сказкой, если ими бывают люди вокруг. Он сам решает стать таким всадником. Так начинается его нелегкий бой с любой несправедливостью, где бы он ее ни встретил.

На помощь Сереже готовы прийти товарищи по отряду, милиция, просто взрослые. За Сережу – сам советский строй, при котором он живет, Советская власть. А далеко в Чили народная власть растоптана фашистскими сапогами, расстреляна из пулеметов, загнана в концентрационные лагеря и тюрьмы. Сережа знает об этом из сообщений радио и газет, вместе с другом Генкой Медведевым следит за судьбой чилийского мальчика Алехандро Альвареса Риоса. Он видит во сне, что и там нужна помощь его, Мальчика со шпагой. Думает наяву: смог бы он сразиться с таким врагом – сильным, страшным, безжалостным? Смог бы при этом держаться так же, как юные разведчики, партизаны, солдаты во время Октябрьской революции, Великой Отечественной войны? Ведь многих чудовищная машина фашизма, насилия ломала, уродовала не только физически, но и морально. Такой же вопрос задают себе все послевоенные поколения мальчишек и девчонок.

Как проверишь себя? В такую обстановку как в Чили, наши ребята (к счастью) попасть не могут. Разве что в сказке... Такой, как «В ночь большого прилива».

...В ГОРОДЕ, где живут Валерка с Братиком – вражда и смута. Взрослые говорят, что это неизбежно. Здесь царство абсолютной необходимости в духе лапласовского детерминизма. Все заранее и однозначно определено, не зависит от воли людей.

Но, оказывается, это не просто закон природы. Ученые Города пытаются разгадать секреты Времени. Одному даже удается заглянуть в будущее, узнать о хорошем и плохом, что ожидает жителей.

Что бы вы сделали, если бы заранее узнали, допустим, о сильном разливе реки, грозящем принести немало бед? Конечно же, постарались воспользоваться предвидением и предотвратить несчастье. Жители Города Валерки и Братика даже не пытаются бороться. Их учат покоряться судьбе. Вот и получается, что несчастья преследуют людей не в силу сказочных законов, а благодаря слепой вере и пассивности. Великий Канцлер Города искусно использует это в своих целях. Он поддерживает смуту и раздоры, по его приказу гвардейцы убивают безоружных мальчишек ради «предначертанного будущего».

При чем здесь мальчишки? Они первыми поняли несправедливость такой жизни. Ведь в постоянных ссорах гибнут их братья, отцы, товарищи. Они первыми решают положить конец раздорам и чертят на школьной доске угловатую спираль, пересеченную резким ударом – знак преодоленного времени. Взрослые только улыбаются: «Разве могут мальчики изменить предначертанное будущее?..» А мальчики становятся маленькими солдатами. Солдатами, которые дерутся против войны. Лишь падают и умирают они, как большие... И не только в сказке. Читая эти строки, вспоминаешь расправы над детьми в ЮАР, в Чили. Ощущение нашего времени не покидает читателя и потому, что это не та сказка, где все «понарошку». Враги здесь настоящие. Бороться против них и умирать тоже приходится по – настоящему. Мужество для этого требуется тоже не сказочное. Сказка развертывается по самым жизненным законам. Поэтому, казалось бы, нереальные ситуации вызывают у читателя глубокие, подлинные переживания.

...Мальчишки гибнут без надежды не волшебное исцеление, потому что пытаются бороться, а значит становятся опасными для «предначертанного будущего». Неизвестно, сколько понадобилось бы таких жертв, чтобы жители поняли, наконец, свою ошибку, если бы не появился в Городе еще один мальчишка. Тот, в которого превратился автор повествования, когда Валерка позвал его на помощь. Он появился как... мастер клинка. Вот где теперь место Мальчика со шпагой! Того самого, который как бы рос и мужал в предыдущих произведениях Владислава Крапивина. У него та же позиция активного жизнеутверждения. Именно она, а не само, по себе умение владеть оружием, выделяет его среди других, помогает победить. Развертывается сражение этого мировоззрения с позицией невмешательства в жизнь. Невозможно в этой сказке воскресить мертвых, но чтобы спасти Город от новых жертв, чтобы спасти умирающего Братика, можно изменить мир.

Не случайно пытаются сделать это именно мальчишки. Владислав Крапивин убежден, что именно дети – будущее любого города, любой страны. Не случайно именно советский мальчишка, прошедший школу гражданского воспитания в своей совсем не сказочной стране, наносит решающий удар по «предначертанному будущему» и разрывает цепь трагических событий.

АРКАДИЙ Гайдар давно раскрыл секрет, что только из хитрости некоторые называют себя детскими писателями, а на самом деле растят краснозвездную гвардию. Оказывается, для этого может пригодиться и сказка. «Детям сказка нужна, чтобы стали бесстрашными...» – говорит в песне о Всадниках Владислав Крапивин. И пишет «В ночь большого прилива». Сказку, которая учит гражданскому мужеству, боевому товариществу. Да, учит. Только урок этот совершается не в форме скучных нравоучений. Сложные нравственные и социальные вопросы оказалось возможным решать с помощью сказки, увлекательных приключений. Поэтому ребят не придется уговаривать пройти этот гражданский урок. Не пройдут мимо новой повести и те, кто серьезно относится к детской литературе, кто сам готов, подобно герою этой книжки, превратиться в двенадцатилетнего мальчишку, чтобы сражаться за справедливость в далеком Городе.

А взрослые, которые хотят забыть свое детство?

В песне Владислава Крапивина о Всадниках есть продолжение: «...Взрослым сказка нужна просто так...».

Неужели правда, взрослые?

С. ЦЫМБАЛЕНКО,

собкор. «Пионерской правды» по Уралу.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001