История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

О. Семенов

РАССКАЗЫ О ЗАГАДОЧНОМ И ВООБРАЖАЕМОМ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© О. Семенов

?

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010

«ПАЛ Гарминон, последний оплот думающих папоротников...» Помните? Конечно, это он, писатель-фантаст из миниатюры Михаила Жванецкого. Витающий не в облаках – в иных галактиках, живущий не в окружающем, а в выдуманном мире, этот персонаж неизменно вызывает общий смех.

Однако приблизительно такое же мнение существует у многих о всей фантастике как литературном направлении. Именно направлении, ведь диапазон жанров, проблем и художественных средств современной научной фантастики всеобъемлющ. По мнению американского писателя, издателя фантастического журнала «Галактика» Горация Голда, ни один другой жанр не отражает столь остро желания, тревоги, страхи и надежды, внутреннюю и внешнюю напряженность современного мира, как научная фантастика. А вот высказывание одного из крупнейших современных фантастов Рэя Брэдбери: «Факты свидетельствуют: все наиболее важные проблемы нашего времени – это проблемы научной фантастики».

Я не буду говорить сейчас о путях развития научной фантастики, о сбывшихся ее предвидениях, об ученых, пишущих научно-фантастические романы, и тех, кто пришел в науку под влиянием фантастических идей. Об этом написано много, написано увлекательно, глубоко и обоснованно. К примеру, можно порекомендовать вышедшую в прошлом году книгу ученого и писателя – фантаста Е. Парнова «Зеркало Урании». Давайте задумаемся вот над чем: что такое НФ – чтение для развлечения или порожденное нашим технологическим веком художественное средство решения извечных вопросов, стоящих перед Человечеством? И каковы отношения фантастики и реальности сейчас, в последней четверти XX века? Может быть, незачем городить весь этот инопланетный огород? У мира хватает житейских, повседневных дел и проблем и писать о них можно (или нужно?) так, как писали всегда.

«Но что страннее, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... Нет, нет, совсем не понимаю». Эти слова Гоголя братья Стругацкие взяли эпиграфом к своей знаменитой «сказке для младших научных сотрудников», роману «Понедельник начинается в субботу». Лукаво – иронический смысл этих слов, конечно, ясен. Ни для Стругацких, ни для гениального русского сатирика не было секретом, зачем авторы берут подобные сюжеты. Все же, давайте вспомним...

В силу неизвестных причин обретает способность к самостоятельной деятельности и, даже делает служебную карьеру часть тела майора Ковалева, а именно нос... Обыватели некоего города вдруг узнали, что их градоначальник, можно сказать, представляет собой робота с нехитрой программой: он запрограммирован на то, чтобы пороть горожан и произносить «Разорю!» и «Не потерплю!»...

Сатира – лишь одна из граней фантастики.

Наш век дал огромный импульс развитию научной фантастики. Ведь век, в котором мы живем, – эра глобальных революций в обществе: социальной, научной, технологической. Одна из особенностей нашего времени – невиданное ускорение научно-технического прогресса, гигантский темп изменений. Олвин Тоффлер, американский футуролог, отмечал, что со времен Цезаря до конца XIX века мир изменился менее чем на 60 лет века XX. Все меньше срок открытия до повсеместного внедрения и все более угрожающими становятся последствия необдуманного или злонамеренного использования этих открытий. Человечество осознало, что будущее создается сегодня, ежечасно, сиюминутно. А задуматься об ответственности за будущее помогает научная фантастика. Конечно, настоящая, талантливая научно-фантастическая литература, а не сопутствующее ей чтиво, вызванное к жизни лишь массовым интересом к этому жанру. В этом одна из функций научной фантастики, прекрасно сформулированная Рэем Брэдбери: «Фантасты не описывают будущее, они его предотвращают».

Предупреждать об угрожающих тенденциях социального и научно – технического прогресса необходимо. Но не менее важно рисовать возможные пути созидания цивилизации будущего, социальные и этические принципы общества, которые строит наш народ, черты, присущие человеку этого более совершенного общества. Обе эти задачи тем более важны, что грань между фантастикой и реальностью становится все непреодолимее. Бредовые планы космических войн, кажущиеся взятыми из худших образцов западной фантастики, нынешний президент США сейчас пытается воплотить в жизнь. Голливудский ковбой мнит себя космическим суперменом. Некоторые деятели науки на Западе начинают походить на расхожий образ «безумного ученого», изобретенный американскими фантастами. Начинают появляться в политической жизни западного общества черты мрачных антиутопий: электронная слежка, тотальный шпионаж за каждым из граждан, растущая бездуховность. Неслучаен такой факт: летом 1982 г. треть опрошенных США высказались за переименование своего государства в Океанию, ибо, по их мнению, 1984 год уже наступил. Почему в Океанию? «1984 г. "– название фантастического романа, написанного в 1948 году англичанином Джоржем Оруэллом. Океания – это вымышленная им страна, где, по его мрачному предсказанию, за 16 лет до окончания XX века должен воцариться режим тотальной слежки, обмана и лицемерия, зиждящийся на таких постулатах, как «война – это мир» и «в невежестве – сила».

Однако фантастика – это прежде всего вера в человеческий разум, в будущее, в развитие всех творческих и духовных возможностей человека. Это готовность бороться за идеалы добра и разума. И я убежден, что именно таков облик грядущего, которому суждено стать настоящим.

О. Семенов,

выпускник института.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001