Л. Самошкина
ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ФАНТАСТИКИ
Кино
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Л. Самошкина, 1988
Кузнецкий рабочий (Новокузнецк).- 1988.- 16 сент.- 179 (15210).- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
На экранах кинотеатров города продолжает демонстрироваться фильм "Вельд", поставленный режиссером Туляходжаевым по мотивам произведений американского фантаста Рэя БРЭДБЕРИ.
До недавнего времени многие воспринимали фантастику как возрастное увлечение детей и юношества, не замечая, что она уже давно выросла из детских пеленок. Современная фантастика - один из самых активных способов художественного осмысления мира. Она может и должна предупреждать о возможных опасностях, которые сегодня еще только завязываются в их драматическом и даже трагическом вариантах.
Развитие научного прогресса открывает перед человеком невиданные возможности. И вместе с тем порождает связанные с ним моральные и социальные проблемы - прежде всего влияние научно-технической революции на отношения между людьми. Размышления об этом волнуют многих современных фантастов: К их числу относится и американский писатель Рэй Брэдбери, которого называют "самым выдающимся из ныне живущих фантастов". Сам же он предпочитает называть себя "моралистом и впередсмотрящим". Поскольку не сами межзвездные миры занимают его воображение, а микрокосмос, внутренний мир героев. И не фантазия ради фантазии увлекает его, а возможность в фантастической форме проецировать настоящее в будущее.
В фильме "Вельд", созданном советскими кинематографистами, предпринята попытка свести в единый фокус те проблемы, которые варьируются в разных рассказах Брэдбери. Во многом это затрудняет восприятие киноленты, в которой развиваются параллельно несколько сюжетных линий.
Две разных семьи, два разных уклада, два мировосприятия жизни находятся в центре внимания создателей "Вельда", подчиняя себе все изобразительное решение фильма - и цветовую драматургию, и музыкальное сопровождение, и построение мизансцен.
Мир в его естественном, не искаженном вмешательством человека проявлении предстает в одном из начальных эпизодов. Набегающие друг на друга волны океана, колышущаяся под порывами ветра трава, на которой пасется лошадь. Неотделимы от этого пространства, от этой земли, с которой как бы срослись, старики Эрнандо и Кора. Сердечны, исполнены доброты и внимания их отношения между собой. И безутешна их скорбь по сыну Тому, которого давно уже нет в живых.
Отчужденная от этого естественного мира природы и человека начинает звучать в фильме тема города с его патологическими, доведенными до аномалии последствиями научно-технического прогресса.
Здесь нельзя увидеть голубое небо, сюда не долетает шум ветра и морского прибоя, здесь сам воздух как будто источает удушливый, мертвенный запах.
Мрачные дома с темными глазницами окон. Разъезжающие по улицам бронированные машины карантинной службы. Давящая, гнетущая атмосфера, по эмоциональному воздействию напоминающая времена средневековой инквизиции.
В таком городе легко представить, как совершаются убийства. Не случайно здесь делят людей на палачей и жертв, и возможно процветание фирмы, поощряющей в человеке наклонности палача. Продукция такой фирмы - новое техническое изобретение: роботы-куклы, как две капли воды напоминающие человеку его жертву. Можно убить этого робота, совершив фиктивное преступление, дать волю сидящему внутри человека агрессивному инстинкту. "Убить кого-то, короче, побыть самим собой", - так понимают здесь сущность человека.
В этом городе живет Майкл Стоун, отец двух детей. Но эти дети, порожденные веком технократии, не ощущают вокруг себя притягательного поля доброты, уже при первом своем появлении на экране напоминают роботов и маленьких палачей. Не случайно все их помыслы, интересы сосредоточены еще на одной новинке научно-технической мысли - детской комнате с телевизионными стенами. Комната улавливает психологию детей и воплощает любое их пожелание. Более же всего детям хочется видеть в детской не Алису в стране чудес, и не Аладдина с его волшебной лампой, а дикие степи в Южной Африке, населенные хищниками. Вельд - так называются эти степи.
Дети столько думают о львах и убийствах, что доводят до нервных припадков их мать Линду. Противоестественные, ненормальные отношения, когда мать ненавидит и боится своих детей. Когда дети ненавидят и мечтают о смерти своих родителей.
Еще двести лет назад великий французский просветитель Жан-Жак Руссо утверждал, что человека делает жестоким цивилизация. В фильме "Вельд" тема города и его жителей, самоотчужденных от природы в механической закостенелости, доведена до предела. Здесь нравственные устои людей не "тренированы на добро" и дегуманизированы технократией. И потому человеческое зло, помноженное на своеволие Машины, способно и без термоядерных войн привести человечество к катастрофе. Запрограммированная на зло и убийства техника превращается в палача, а человек становится жертвой собственного изобретения.
Слишком поздно прозревает Майкл Стоун, чтобы сказать своим детям: "Мы так долго были мертвыми". Слишком поздно понимает, что прекрасные города могут быть созданы только человеческим родом, сочетающим "естественное счастье с естественным любопытством".
Возможно, еще и не все потеряно? Финал фильма оставляет надежду на это. Для этого нужно вернуться к земле, к ее живительным истокам. Возвратиться в лоно природы и только в гармонии с ней искать смысл и законы жизни, осененные добром. То, что так естественно для старых Эрнандо и Коры.
И все-таки финальные кадры фильма не рождают чувства очищения. Слишком плотной, обволакивающей оказывается давящая на психику атмосфера насилия над человеком, которой пропитан фильм.
Несмотря на то, что в "Вельде" поставлены проблемы, которые можно обнаружить в творчестве Брэдбери, создатели киноленты явно увлеклись живописанием будущего в беспросветно-мрачных тонах, кое-что дописав за Брэдбери. Когда смотришь фильм, не покидает ощущение, что создатели киноленты постоянно озабочены желанием посильнее напугать зрителей, вызвать у них нервную дрожь. В итоге философское звучание произведений Брэдбери оказалось под давящим прессом леденящих душу сцен из фильмов ужасов.
Стилистика фильма, его изобразительное решение неадекватно художественному миру произведений фантаста, где есть вера в идеалы добра и силу любви. "Все рождается из любви", - это тоже Брэдбери. Не случайно один из сборников рассказов писателя, изданных в нашей стране, так и называется "Передай добро по кругу".
Увлекшись символикой, изысканно-усложненной композицией, мотивами жертвы и палача, создатели "Вельда" затруднили путь зрителей к тому Рэю Брэдбери, который с трепетной взволнованной интонацией говорит о человеке, страдает, если он нравственно несовершенен, и вместе с тем верит в его духовность как в самое ценное достояние.
|