Г. Прусова
ЗА ВЕЛИКУЮ ТРАССУ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Г. Прусова, 1956
Техника - молодёжи (М.). - 1956. - 6. - С. 18.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2008 |
Общеизвестен интерес читателей к научно-фантастической литературе. Произведения этого жанра должны будить смелую мысль, желание открывать еще неизвестное, учить творческому дерзанию.
Интересно, увлекательно и по-настоящему научно написанная книга может сыграть решающую роль в выборе профессии.
Но научно-фантастическое произведение сильно не только выбором темы – этого еще далеко не достаточно. Научная и техническая мечта должна быть воплощена в живые художественные образы. В центре любого настоящего художественного произведения этого жанра всегда остается человек – носитель научной идеи, создатель нового, невиданного межпланетного корабля, изобретатель. Вдохновленный творческий труд, мужество, преданность своему любимому делу – вот замечательные качества героев лучших книг этого жанра.
Научно-фантастическая повесть Николая Гомолко «За великую трассу» рассказывает о полете в мировое пространство и о создании искусственного спутника Земли. Нет нужды много говорить здесь о том, что тема повести чрезвычайно интересна, – эти проблемы давно занимают человечество. Сколько тайн будет раскрыто первыми отважными участниками такого полета, и какие богатейшие возможности у писателя, взявшегося за эту тему!
Однако Н. Гомолко написал поверхностную, научно не глубокую повесть и, по существу, не рассказал читателю ничего нового, познавательно-интересного, такого, о чем не было бы уже рассказано в произведениях, написанных раньше.
Что же мы узнали из книги нового о самом полете? Невесомость, метеориты, жидкая пища, которую нужно тянуть из шланга, специальные костюмы и даже оранжерея на искусственном спутнике Земли – все это уже было написано. Достаточно вспомнить хотя бы повести А. Беляева «Звезда КЭЦ» и «Прыжок в ничто».
Ничего нового, интересного нет и в сюжете повести. Борьба двух миров – социалистического и капиталистического – представлена в повести такими шаблонно-избитыми приемами, решается в таких набивших оскомину оглупленно-гротескных образах врагов и безлико-идеальных образах наших советских людей, что становится досадно и скучно.
Чувствуется, что автор очень плохо знает зарубежную жизнь, в противном случае не было бы в повести многих «открытий». Вот что, например, увидел сенатор из окна своего дома:
«Солнце давно взошло. Но его еще не было видно за глухими бетонными стенами небоскребов. Часть неба закрывали грязные клубы дыма, тянувшегося из высоких фабричных труб. Удушливые газы, копоть и пыль плыли над шумным, крикливым городом...»
Совершенно очевидно, что сенатор не станет жить в таком неприглядном районе города. Сенатор Уолтер и его приближенные – это условно-схематичные образы, воплощение жестокости, алчности, ограниченности и глупости. Они не воспринимаются как живые герои произведения, и потому за развитием сюжета, за действием этих персонажей следить неинтересно.
Вилли Рендол, олицетворяющий собой лучшую часть населения своей страны, получился более удачным, более человечным. Этот герой показан в каком-то развитии, в борьбе, в преодолении препятствий. Но и эта сюжетная линия строится по уже известным шаблонам: он тайно бежит из ненавистной ему страны, по дороге его подстерегают всяческие опасности – преследователи имеют тысячи возможностей либо убить, либо захватить его, но... почти не прилагая никаких усилий, он остается в живых. Его преследователи пускают в ход даже такой избитый прием: они подсовывают Рендолу красивую спутницу-шпионку. Сколько их было, таких стереотипных шпионок!
Еще большую досаду вызывает Назаров – шпион-двойник профессора Боброва. Неумный, неловкий, он выдается за матерого шпиона. Он и на межпланетный корабль попадает лишь потому, что двое военных, проверявших корабль перед вылетом, оказались ротозеями. И неудивительно, что такого неумелого шпиона разоблачает... мальчик, тоже непонятно почему так снисходительно допущенный к полету.
Очень жаль, что на такую интересную, богатую возможностями тему написана слабая, поверхностная повесть.
Г. ПРУСОВА
|