Иван Панов
ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© И. Панов, 1976
Техника-молодежи.- 1976.- 11.- С. 8-9.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
"Мечты двигают прогресс", - говорил Владимир Ильич Ленин. Да, мечта неуничтожима. И Сибирь коммунистического завтра вмещает любую, самую смелую мечту.
В свое время была разработана так называемая географическая теория происхождения искусства. Ее корни - в желании осмыслить существование подчас весьма зримых различий в образе жизни, обычаях, одежде людей разных климатических зон. Сторонники этой теории видели причину различий во влиянии географической среды, французский просветитель Руссо даже образ правления считал зависящим от климата.
Но не природа, не климат сами по себе определяют развитие искусства, а характер взаимодействия людей с природой. Ясно поэтому, что на искусство влияет образ жизни людей, хозяйственные, экономические отношения.
Художник Г. Голобоков попытался в своем произведении "Танец с молнией" (справа) предугадать то новое, что может привнести жизненный уклад в искусство будущего. Человек сделал гигантский шаг вперед, и грозные силы природы уже не гнетут его, не предопределяют необходимость суровой борьбы с ней - совсем наоборот, упорный труд, человеческое вдохновение превращают ее в союзника, в друга. Не исключено ведь, что проекты изменения климата реальны, осуществимы не в столь уж отдаленном будущем.
"Танец с молнией"... Мечта художника прокладывает путь в неизведанное. Шаровая молния до сих пор остается подлинной загадкой для нас. Не создано еще общепринятой теории ее возникновения, не ясны те силы, которые поддерживают устойчивость плазменного вихря, определяют многообразие его форм. Существует очень любопытная точка зрения о влиянии пульсации плазменного шара на альфа-ритм человека. Быть может, электромагнитное излучение играло определенную роль и в эволюции органического мира вообще: ведь биосфера пронизывается полями и излучениями земного и космического происхождения, распределенными по всему известному нам частотному спектру - от гамма-излучений до чрезвычайно низкочастотных изменений геомагнитного и геоэлектрического полей. Организмы самых различных видов, от одноклеточных до человека, обнаруживают очень высокую чувствительность к электромагнитным эффектам. Реакция организма на изменение полей биосферы возникает даже при такой интенсивности этих изменений, которая в тысячи и миллионы раз ниже, чем это следует из теоретических представлений об энергетическом, "силовом" характере биоэффектов, обусловленных электромагнитным излучением.
Специалисты предполагают, что эффекты слабых полей, не объяснимые их энергетическим взаимодействием с веществом живых тканей, могут быть обусловлены информационным взаимодействием с кибернетическими системами организма. Они-то, эти системы, и воспринимают энергетические и магнитные колебания из окружающей среды, регулируя процессы жизнедеятельности. Не случайно, конечно, процессы функционирования на всех уровнях жизни носят колебательный характер.
Вырисовывается и некоторая закономерность в проявлении этой ритмичности: периоды колебаний, ритмов различной протяженности составляют ряд, близкий к геометрической прогрессии со знаменателем Ц 2. Влияние солнечной, магнитной активности, уровня моря и атмосферного давления проявляется именно в такой, почти строго математизированной форме.
Художник Г. Голобоков сделал следующий воображаемый шаг к познанию явлений, интересных и новых. Он предположил, что и биополе человека сможет когда-нибудь влиять на естественные объекты электромагнитной природы - например, на шаровую молнию. Почему бы, в самом деле, не заставить ее вальсировать, сообразуясь, конечно, с объективными закономерностями, которым она подвластна... Принципиальных препятствий нет даже с точки зрения современных теорий.
А вот и другая мечта художника. "Друзья" - так называется его картина, рисующая смелый стремительный бег коня и человека, служащая одновременно прекрасной иллюстрацией к одному из рассказов фантаста Севера Гансовского (рассказ называется "Двое"). И в этом поэтическом устремлении мечты мы узнаем штрихи грядущего, каким оно не без оснований представляется и художнику и писателю.
|