Р. Олюнин
ЛЕГЕНДА О ГОМУНКУЛЮСЕ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Р. Олюнин, 1966
В мире книг.- 1966.- 6.- С. 35.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Шелли М. ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ. Роман. Пер. с англ. М., "Худож. лит.", 1965. 245 с. 100000 экз. 37 к.
"Однажды ненастной ноябрьской ночью я узрел завершение моих трудов. С мучительным волнением я собрал все необходимое, чтобы зажечь жизнь в бесчувственном создании, лежащем у моих ног. Был час пополуночи; дождь уныло стучал в оконное стекло; свеча почти догорела; и вот при ее неверном свете я увидел, как открылись тусклые желтые глаза; существо начало дышать и судорожно подергиваться", - так молодому ученому Франкенштейну удалось завершить поиски сотен своих предшественников:
создать искусственного человека. О дальнейшей судьбе этого создания и повествует роман "Франкенштейн, или современный Прометей".
Имя его автора в свое время пользовалось популярностью. Это была Мэри Шелли, жена и верный друг великого английского поэта Перси Биши Шелли. С ней он делил все тяготы жизни, ей посвящал лучшие свои произведения. Влияние на творческую судьбу писательницы оказало также и ее знакомство с Байроном. Свободолюбивые мотивы байроновских стихотворений и поэм, их широкая социальная и философская проблематика заставили будущую романистку глубже, критически взглянуть на окружающую жизнь, задуматься о судьбах человечества. Итогом плодотворного общения с обоими поэтами, классиками английского романтизма, явился написанный в 1817 году "Франкенштейн".
В основу его сюжета положена известная легенда о Гомункулюсе, искусственном человеке, о создании которого мечтали многие средневековые алхимики и схоласты. Расширив рамки легенды, писательница затронула в своем произведении моральные и социальные проблемы, волновавшие ее современников. Обретя жизнь, искусственный человек с самого начала вынужден вступить в конфликт с реальным миром. Внешне уродливый, он обладает нежным и отзывчивым сердцем, способным любить, и руками, готовыми творить добро. Ему неведомы человеческие недостатки, с открытой душой и чистой совестью хочет войти он в мир людей. Но люди, отравленные ядом недоверия, отталкивают его. Им далеки его благородные побуждения, для них он прежде всего "чудовище", "демон". Непонятый и отвергнутый, он постепенно превращается в озлобленного садиста, убийцу, мстящего людям за свои страдания.
Человек рожден для добра, он имеет право на счастье, но благородству и справедливости трудно на земле, - показывает в своем романе Мэри Шелли. Эта мысль заложена и в образе Франкенштейна, талантливого ученого, но человека недалекого, глухого к страданиям существа, созданного его собственными руками. Он не в силах понять, что жестокость "демона" - не "врожденная", что она возникла в ответ на жестокость людей. И Франкенштейн расплачивается за то, что сделал свой эксперимент самоцелью, вызвал к жизни силу, которой нет достойного применения.
Раздумья о неустроенности человеческого общества обусловили мрачный колорит романа. На всем его протяжении звучит мотив одиночества, уныния. Это было откликом на крушение идеалов Французской революции 1789 года. И все же как ни отчетливо слышатся в "Франкенштейне" нотки пессимизма, роман проникнут верой в могущество человеческого разума, в торжество науки. И еще над одной проблемой заставляет задуматься это произведение. В предисловии к настоящему изданию А. Елистратова так пишет об этом: "...Не уподобится ли человечество, открывшее новый, небывало мощный источник энергии, Франкенштейну, павшему жертвой своей победы над силами природы? Или атомный гигант - в отличие от "демона" Франкенштейна - сможет стать "добрым волшебником", другом и помощником людей?"
Актуальностью своей проблематики, равно как и обличительным характером, роман "Франкенштейн, или современный Прометей", стоит в ряду с лучшими произведениями мировой литературы.
|