Б. Мокрополов
ЛЕТЯТ... А ЗАЧЕМ?
|
ЮМОР, КОНКУРСЫ |
© Б. Мокрополов, 1989
Уральский следопыт.- 1989.- 4.- С. 50 - 51.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
В декабрьском обзоре ответов на последнюю викторину мы обещали читателям, что непременно напечатаем в этом году хотя бы по одному реферату из числа присланных на вопросы третьего тура. Наполовину свое обещание мы уже выполнили, поместив в предыдущем номере исследование С. Иванова и В. Черника. Держа на этот раз свое слово до конца, публикуем реферат и по второй теме тура: зачем летают в космос герои НФ произведений?
Попробуем систематизировать цели полетов в космос.
Прежде всего хочу очертить границы понятия "цели". Не стоит путать цели человечества в целом и цели отдельных личностей. Это разные понятия как по размаху, так и по мотивации. Вопрос викторины я понимаю однозначно - изучить цеди отдельных личностей.
Ввожу принцип систематизации: эволюция движения человечества в космическое пространство. Кроме того, я надеюсь на эволюцию самого Человека.
Итак, предлагаемые уровни:
нулевой уровень: абсолютная бесцельность, человечество еще и не выходило в космос;
1-й уровень: робкие первые попытки выхода в космическое пространство;
2-й уровень: ближний космос освоен, встала задача полетов дальше;
3-й уровень: космос стал обычным местом приложения сил человечества, научным полигоном;
4-й уровень: космос требует приложения сотен тысяч рук для освоения и колонизации;
5-й уровень: в космос может лететь кто угодно и куда угодно, Космос - подобие Земли;
6-й уровень: освоены немыслимые прежде пространства, галактика, космос становятся постоянным местом обитания человека;
7-й уровень: перерождение "человека земного" в "человека космического".
А теперь - подробнее...
Нулевой уровень. Герои попадают в космос помимо их желания, цели полета просто нет. В повести Стругацких "Извне" человека похищает с Земли автоматический собиратель животных для зоопарка - ясно, не земного производства. В повести К. Боруня "Восьмой круг ада" с планеты вывозят средневекового мракобеса отца Модестуса.
1-й уровень. Появляется всего одна профессия - космонавт (астронавт). Представители этой профессии и пилотируют корабли, и выполняют все исследовательские работы. Здесь можно привести целый веер произведений ранней фантастики, начиная с Г. Уэллса ("Первые люди на Луне") и А. Толстого ("Аэлита"). Повторяю, цели первых космонавтов - вывод в космическое пространство летающего аппарата и, по возможности, исследование увиденного.
2-й уровень. Так же, как на Земле появились пилоты-авиаторы, в космосе формируется класс пилотов, которые желают заниматься исключительно пилотажем космических кораблей. Здесь характерен пример героя рассказа "Небо, небо..." Э. Рассела.
3-й уровень. И вот построены космические корабли, готовы пилоты. К звездам устремляется класс людей, которых мы назовем - десантники. Это люди самые-самые. Бесконечное здоровье, бесконечная отвага, жажда схватки с неведомым, интуиция вкупе с мужеством. Это десантники с "Лунной радуги" С. Павлова, герои "Страны багровых туч" Стругацких, "Пограничник" А. Балабухи. Их цели: решая общечеловеческие задачи, пробовать на зуб неведомое.
Кроме десантников, в первых рядах человеческого потока в космос, конечно, идут исследователи, ученые. Их цели: исследовать все неизвестное с позиций их частных наук. Их щит - любопытство. Биологи исследуют пояс астероидов в рассказе В. Колина "Парчовая скала". Психолог Крис Кельвин в "Солярисе" С. Лема летит изучать проблемы самих исследователей. Физики создают и обкатывают новые способы перемещения в пространстве ("Странник" П. Амнуэля, "Чердак Вселенной" С. Павлова), контактёры бьются о непонимание чужого разума ("Посол на Проклятую" К. Кэппа).
4-й уровень. Тысячи людей выходят в космос. Уже не только десантники и ученые, но сотни других самых разных профессий необходимы в космосе. У них уже трудно выделить какие-то особые цели, есть задача - делать свое дело, которое любишь и умеешь хорошо делать. Тераи Лапрад - геолог ("Горы судьбы" и "Львы Эльдорадо" Ф. Карсака). Кто-то собирает коллекции животных ("Звероловы" Р. Сильверберга) или минералов ("Одержимость коллекционера" Р. Желязны). Ремонтники чинят маяки на других планетах ("Ремонтник" Г. Гаррисона). Пилот Пирке ("Дознание" С. Лема) проверяет роботов в качестве экипажа космокорабля. Даже клоун делает свое дело в космосе ("Немного смазки" Э. Рассела).
5-й уровень. В космос может попасть кто угодно. Здесь мы наблюдаем весь спектр человеческих желаний, страстишек, целишек, проблемок. Люди бегут в космос от проблем Земли ("Пустыня" и "Налогоплательщик" Р. Брэдбери). С помощью полета в космос герой пытается решить свои любовные проблемы ("Парадокс" Д. Хернади). Иные соглашаются на полет ради заработка ("Рассказ Пиркса" С. Лема). По космосу шляются проходимцы, жулики, авантюристы ("Особый старательский" и "Абсолютное оружие" Р. Шекли, "Поющий колокольчик" А. Азимова, "Неукротимая планета" Г. Гаррисона). Пожалуй, самая "милая" компания в этом ряду - потенциальные убийцы из рассказа У. Тэнна "Срок авансом": дальше уже некуда.
6-й уровень. Космос освоен, всюду колонии землян, пространство утюжат армады кораблей. Появляется новый тип людей, для которых летать в космосе - значит жить. Такая вот скромная цель - просто жить." Первый среди космических постояльцев - бард Райслинг ("Зеленые холмы Земли" Р. Хайнлайна). Не знает жизни на Земле рожденный в космосе ("Родина этеллита" Е. Нагорнова). Трудно себе представить космос, в котором бы не торчал постоянно Ийон Тихий С. Лема.
7-й уровень. Человек превращается в Монокосм, существо бесконечно могучее в отношении как пространства, так и времени. Человек - демиург, творец гигантского масштаба. Космос для него не враждебный мир, а дом. В романе К. Саймака "Что может быть проще времени" перед человеком вдруг открывается Вселенная - как доступностью любой ее точки, так и бесконечностью ее познания.
Суперженщина Виола из повести А. Дмитрука "Летящая" принимает образ человека во плоти лишь на время. Она вне времени (возраст- 1000 лет) и вне плоти.
И наконец, вершина человеческой эволюции: "людены" из повести Стругацких "Волны гасят ветер". Цели их выходов в космос, да и самой жизни, бесконечно туманны и загадочны.
|