История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Борис Миловидов

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Б. Миловидов, 1977

[Без начала и окончания - С. 3. Угол оторван.]

Пер. в эл. вид Б. Завгородний, 2001-2002

[...] семинар молодых фантастов под руководством Стругацкого и того и другого одинаков в принципе. Разве что на него приезжают и присылают произведения разные иногородние. Сам я - не участник ни того ни другого, т. к. терпеть не могу официальщины. А имея там достаточно друзей и знакомых - всеми их материалами пользуюсь. Книжная база - ненадежная, за каждый сборник, каждую авторскую книгу приходится чуть ли не драться. Исключение - мэтры, типа В. Шефнера и Г. Гора, у которых достаточно прочное литературное имя вне отношения к фантастике. Тоже относится к авторам, в фантастике случайным (то есть пишущим ее не в ущерб основной литературной деятельности): Р. Погодину, Б. Никольскому, Ж. Браун, И. Ефимову, Н. Слепаковой, Н. Кузьмину и так далее.

Кто же остается? Старцы выродившиеся (Г. Мартынов), вырождающиеся (А. Шалимов), дезертировавшие (Г. Гор, коий последнее время занимается философски-автобиографическими повестями с редчайшими фантастическими вкраплениями).

Среднее поколение? Стругацкие. К ним двоякое отношение, то есть как писателей признают, но и печатают неохотно. Сами они все чаще высказываются насчет того, что пора, дескать, литературу бросать, заниматься сценариями, пьесами и так далее. (Кстати, "Искусство кино" анонсировало на этот год их сценарий по "Пикнику на обочине" - "Сталкер").

Шейкин. Единственная его хорошая вещь "Тайна всех тайн", была активно испорчена обоими публикациями ("Аврора" и одноименный сборник). Я читал ее еще в рукописи (и не в одном варианте), и то что дошло до публики - хуже и приземленнее.

Ларионова. Ольга, человек, вне сомнения, талантливый, но... Ей есть - как писать, но о чем писать нет. Она - великолепный стилист, но увы, ее тематика и образ мышления - характеризует ее саму: женщину за сорок с комплексами, запросами и желанием - а она некрасива - нравиться.

Если я кого-то не вспомнил - значит, все они мимолетны...

Поколение молодое:

Здесь интереснее.

Андрей Балабуха. У него есть очень хорошая повесть, которая в оном году должна быть в "Следопыте", то есть - "Дух пучин". В виде конечно изувеченном, так как аналогичные журналы даже намека на секс не приемлют. Рассказы его... Их читать надо: 1. В рукописи, 2. В авторском порядке, 3. По мере написания, но не в порядке публикаций.

Саша Щербаков. Парень, вне сомнения, талантливый черезвычайно. Он уникальный переводчик с английского, французского, немецкого и так далее. Он великолепно пишет, но ... Это литература, в которой выверено все до миллиграмма: слова героев, их эмоции, поступки, сюжетная линия и так далее. Это уже математика. Но не искусство. Может это то, до чего мы еще не доросли. Но... Когда Саша читает свои вещи (а чтец он - превосходный) - то это далеко не адекватно с текстом, с тем, что воспринимается глазами, Он будет и писать, и печататься, это человек на которого надеяться (в смысле развития советской научной фантастики) можно смело. Но вот эта его "металличность..."

Феликс Суркис. Пока известен несколькими рассказами, в основном - в "Следопыте". Писать может, умеет, но... (опять же - но). Он добр. Добр по характеру, мировоззрению, и потому хорошие идеи не может выразить до конца, ибо логика развития сюжета вступает в противоречие с ходом событий. Хорошо, когда это удается сбалансировать, а если нет? По манере, даже не по манере - по мироощущению - он очень напоминает Булычева.

Слава Рыбаков. Талант уже сейчас, в свои двадцать с небольшим. По профессии - китаист, сейчас учится в аспирантуре. Из серьезного и зрелого - четыре повести: "Мотылек и свеча", "Самый последний убийца", "Дерни за веревочку", но это - увы - практически не фантастика. Очень славный, и как человек... Одна из немногих надежд в нашей литературе.

Слава Витман. Пишет в основном коротенькие рассказики юморо-фантастического плана. Много муры, но есть вещи исключительные: "Зверь", "Совесть", "Цели прогресса". Сейчас выдал что-то для него крупное, то есть страниц на пятьдесят, но пока еще никому не показывал, только по телефону похвастался. Его любит Илан Полоцк, шеф фантастики в рижской газете "Советская молодежь". Там он и напечатался аж три раза за прошлый год. Кроме того - "Следопыт" и одна наша окололенинградская газетенка. Парень молодой, и потому приятно, что уже сейчас есть у него свое лицо.

Андрей Зинчук. Очень способный парень, но без шансов на публикации в ближайшее время. Пишет в основном фантастику экспериментально-авангардисткого плана, вещи злые, тяжелые, страшноватые.

Саша Житинский. Поэт, юморист, пишет сценарии для разных телепрограммок (вроде тех, что им же высмеяны в "Страстях по Прометею"). Только что вышла книга стихов. Умный, тонкий и злой. В следующем детлитовском сборнике будет его "Арсик". Весьма милая и забавная штучка. Но, к сожалению, все его повести написаны примерно на одном уровне, это настораживает. "Лестница" - для него самого как исключение.

Ольга Ларионова. Писать умеет очень, но... Ей писать уже не о чем. Если ранние ее вещи сделаны были "кровью сердца", то теперь это талантливо выписанные умозрительные построения. А жаль...

Игорь Смирнов. Две его публикации - как назло - две неудачные вещи. Обидно, когда у писателя наблюдательного и интересного отбираются вещи недоброкачественные, а хорошие - не проходят. Написал большой, очень большой (свыше 600 страниц) историко-фантастический боевик. Сижу сейчас его редактирую (это, кстати, одно из моих побочных занятий). Есть у него с десяток отличных рассказов и маленьких повестей. Но, увы опять же, далеко не все они проходимы...

Боря Романовский. Занимается, как правило, или юмором, или сексом (в литературе). Будет в оном году повесть в "Следопыте", были рассказы в "Авроре" и "Фантастике - 72". Может, умеет. Но недотягивает.

Дима Романовский. (не брат предыдущему и не родственник, хотя даже отчества у них одинаковые). Пишет много, печатают... пока 1 повесть. Человек причудливый, писать умеющий плохо, но искренний, что его в какой то мере, спасает. Сексуально подавлен. Это важно, поскольку сексуалист в литературе страшенный.

Аэлита Ассовская, С таким именем только фантастику и писать, что она и делает, хоть и не умеет. Очень славная баба (как человек) но не писательница же.

Галина Понизовская. Иногда писать может, большей же частью нет. Но стремится...

Галя Усова. В основном, переводчица, И стихов, и прозы. Переводчица прекрасная (Хайнлайн, Ллойд Биггл-младший и др.). Писательница никудышняя.

Есть целый ряд имен новых: Ельцын, Поротов, еще кто-то, даже смутно помню по фамилиям, но все это или очень плохо, или пока еще не умело. Люди молодые, люди с самомнением. Я с ними не контачу, поскольку не интересен им (ибо там не показываюсь и себя особо не рекламирую). А мне они не интересны еще в большей степени, ибо требуется, чтобы или человек был хороший, или же писать умел. А они пока - аморфны...

Лен-Радио уже устраивало (дважды) роман-буриме. Теперь же втемяшилось им вести спец-фант-передачу. Тематика - экология.

[Другие листы отсутствуют]



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001