К. Милов
«ФОНТАНЫ РАЯ» ПОСЛЕДНИЙ РОМАН АРТУРА КЛАРКА
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© К. Милов, 1980
Молодость Сибири (Новосибирск).- 1980.- 8 июля.- ( 82 (7549)).- С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Журнал "Техника" ["Техника-молодежи" - YZ] в 1980 году исчезает с прилавков с невероятной скоростью. Это и не удивительно: начав с первого выпуска нынешнего года публикацию романа Артура Кларка "Фонтаны рая", редакция предполагает посвятить ему... целый год, все двенадцать номеров!
Артур Кларк - один из самых известных и популярных в мире фантастов, его имя хорошо знакомо советскому читателю. За последнее десятилетие у нас в стране были изданы его важнейшие произведения - романы "2001: космическая одиссея", "Свидание с Рамой", повесть "Встреча с медузой", многие рассказы. Английский писатель по праву считается приверженцем сугубо реалистической, научно-технической фантастики - вспомним хотя бы реализм описаний космического быта 2001 года, строгое техническое обоснование строения планетоида Рамы. При чтении романа "Фонтаны рая" (по собственному признанию автора, лучшего его творения) не раз возникает чувство удивления, изумляет уже первая фраза: от Кларка, казалось бы, можно было ожидать чего угодно, но не книги о Калидасе, полумифическом царе древности.
Задолго до первой публикации (апрель 1979 г.) Кларк сообщал в интервью, выступлениях, письмах, что " Фонтаны Рая" - не только его лучший, но и последний научно-фантастический роман; он собирался сказать все, что осталось, выразить все не использованные ранее идеи и уйти в отставку, то есть перестать писать фантастику. Сюжет романа строится вокруг "космического лифта", придуманного ленинградским инженером Юрием Арцутановым (отметим справедливости ради, что это обстоятельство послужило Кларку отличной рекламой). Вокруг сооружения башни "лифта" и сосредоточены все события. Но самая первая фраза как будто ничего общего не имеет ни с фантастическими проектами, ни с самой фантастикой. Знатока НФ она просто ошеломляет. "Корона становилась тяжелее с каждым годом", - начинает автор свое повествование. И далее все события делятся на "дела минувших дней" и дела дней будущих, на описание двух "чудес света" - "фонтанов рая" и "космического лифта".
Мысль автора как будто ясна. "Фонтаны рая", давшие название книге, прекрасное творение человеческого гения, возводятся на крови и страданиях тысяч рабов, а наслаждаться ими будет один только царь - тиран Калидаса. "Космический лифт", гигантская стройка XXII века, призван служить людям, и строится он при помощи новейших технических средств под руководством талантливого инженера Моргана. Кларк, как всегда, изобретателен и точен. Перипетии будущего настолько увлекают его, что он забывает задуманную параллель с прошлым. Калидаса исчезает примерно в середине книги, и никакого контраста с Морганом не получается. Упущение автора?
Внимательный читатель найдет в книге немало такого, что может вызвать активное несогласие. Будущее Кларка мало чем отличается от настоящего: единое мировое государство, но по прежнему власть в руках тех, в чьих руках деньги; людьми движет стремление к обогащению и славе; объединение народов достигается в результате быстрого развития средств связи...
Поэтому и Морган, призванный быть положительным героем, не выполняет своего назначения. Своенравный, жестокий, временами просто одинокий царь Калидаса, стремящийся к красоте, оказывается несравненно интереснее и даже человечнее Моргана, лишенного каких-либо индивидуальных черт; он - схема, персонаж, механически выполняющий свою роль. Очевидно, автор и сам почувствовал несоответствие замысла исполнению. Убрав из повествования Калидаса, он и Моргана приводит к спорному концу, да и вообще роман несколько оборван. Создается впечатление, что Кларк не знал, как выйти из трудного положения, и воспользовался одним из приемов "большой литературы" - остановил действие на полуслове.
Многое писателю удалось. Прежде всего это касается места действия: Кларк описывает прекрасную природу Шри Ланки, где он живет уже более двадцати лет. Священная гора Шри Канда, чудесные фрески, украшающие ее склоны, девственные леса у ее подножия, наконец, сами "фонтаны рая", сохранившиеся до наших дней, - все выписано любовно, тщательно, с "натуры".
Кларк не принижает человека, сравнивая его с пришельцами, он утверждает превосходство Разума над всеми трудностями, связанными со стремлением к знанию. Высший гуманизм для него заключен в заботе о детях. Здесь Кларк не только избирает необычный путь человеческой эволюции - он предлагает свою концепцию, в корне отличную от всего, что сегодня существует на Западе. Дети чаще всего возникают в НФ как существа, которые угрожают человечеству (дети-мутанты у Бредбери, Каттнера), или же как существа, которым угрожают враждебные взрослые (например, у Уиндэма).
Научный поиск, направленный на изучение возможностей человека, дает, по Кларку, богатейшие результаты. Постепенно дети Земли приспосабливаются к жизни в любых условиях, им не нужны никакие механические средства защиты от холода, жары и т. д.
Трудно сказать, действительно ли знаменитый писатель отошел от фантастики. Первоначально его решение было твердо, затем он начал (в личных письмах автору данных заметок) упоминать возможность использования многочисленных сюжетов для рассказов, скопившихся в его записных книжках. Хочется верить, что Артур Кларк еще не раз порадует своих читателей новыми произведениями.
Новосибирск
|