Петер Куцка
ВСТРЕЧИ С НЕВЕДОМЫМ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© П. Куцка, 1984
Техника-молодежи.- 1984.- 3.- С. 10-11.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
|
Ласло КЕВЕШДИ. Безмолвие. |
В 1983 году в Будапеште состоялся очередной конгресс Международной астронавтической федерации. К этому событию была приурочена выставка научно-фантастической живописи, развернутая в городском планетарии. Работы венгерских художников-фантастов расположились рядом с моделями космических кораблей, скафандрами для работы на орбите, документальными фотоснимками... Так состоялась встреча науки и искусства - первый контакт, выражаясь языком НФ.
Какое отношение имеют выставленные работы к изучению космоса? Ведь наука и техника, казалось бы, далеки от мечтаний. Они достаточно осторожно высказываются, например, о возможности встречи с внеземным разумом и различными загадочными объектами. Наука и техника занимаются конкретными, повседневными проблемами, оставляя мечту фантастам - писателям и художникам.
Но все-таки взаимосвязь между наукой и фантастикой, несомненно, существует.
Корни НФ-живописи и графики восходят к изображениям Дедала и Икара, однако первое изображение космического путешествия, основанное на научных данных, принадлежит иллюстраторам Жюля Верна - Э. Байарду, А. Д. Нювилю и X. Мои-то. Неудивительно - ведь и сам великий французский романист широко использовал арсенал современной ему науки. Именно иллюстраторы Ж. Верна открыли путь современному научно-фантастическому изобразительному искусству. Показывая снаряд "Колумбиады", "Наутилус", летательный аппарат Робура, они вселяли в читателя веру в научно-технический прогресс, в светлую миссию разума.
|
Янош ГАДО. Туннель. |
С тех пор прошло много лет. Современная НФ-живопись - это самостоятельное направление изобразительного искусства, разрабатываемое сотнями художников из большинства стран мира. Но, как и во времена Ж. Верна, она черпает живительные соки из научных источников. А в последние годы наблюдается я обратный процесс - ученые обращаются к помощи художников-фантастов. Такие мастера, как, например, японец Ивасаки (не говоря уже о космонавтах А. Леонове, В. Джанибекове и А. Бине), создают художественно достоверные "отчеты" о результатах, достигнутых в изучении вселенной.
|
Золтан ХЕРПАИ. Луна. |
Венгерской научно-фантастической графике и живописи более ста лет. Стоит вспомнить роман Иштвана Макай "Самолетом на Луну" с отличными иллюстрациями Кароя Мюхльбека. Созданные художником лунные пейзажи, изображения космонавтов в скафандрах как нельзя лучше соответствуют сегодняшним представлениям. Нельзя не упомянуть и великолепные иллюстрации Алмоша Яшика к романам Г. Дж. Уэллса. А современный этап венгерского научно-фантастического изобразительного искусства начался в середине 60-х годов - он совпал с началом "периода возрождения" НФ-литературы и неразрывно связан с двумя именами: Дёрдь Корга и Иштван Хегедюш.
Первой НФ-работой Д. Корги были иллюстрации к роману Р. Брэдбери "Марсианские хроники", затем последовали многочисленные книжные обложки, иллюстрации для нашего журнала "Галактика". (Кстати, это главная "трибуна" венгерских художников-фантастов. Мы публикуем как зрелые вещи опытных мастеров, так и первые произведения молодых. Во всей Венгрии не найти ни одного художника-фантаста, который не печатался бы в нашем журнале.) Корга прекрасно и точно рисует, его занимают не фантастические "машины, а человек в фантастических мирах. Еще он постоянно разыскивает молодые таланты, помогает начинающим художникам, организует их выставки, следит за их работой... А Иштван Хегедюш - один из выдающихся венгерских карикатуристов. Иллюстрированием НФ-произведений он занимается с начала 60-х годов.
|
Янош ГАДО. Марс. |
Золтан Херпаи, работа которого "Луна" здесь воспроизводится, принадлежит к среднему поколению венгерских художников. Его творчество несет отпечаток былой увлеченности сюрреализмом; он с удовольствием создает фантастические миры, с юмором и гротеском изображает немыслимых чудовищ, "гибриды" современных и устаревших машин... Он - художник-универсал, выступающий в самых различных сферах деятельности: от создания мультфильмов до оформления грампластинок. Как и большинство профессиональных художников, занимающихся НФ, Херпан - выпускник факультета графики Института прикладного искусства, а не Академии художеств. Видимо, не случайно на выставке дипломных работ этого института всегда много научной фантастики.
Панорама венгерского научно-фантастического изобразительного искусства не будет полной, если не упомянуть художников-любителей, которые на равных с профессионалами участвуют в выставках и конкурсах. Полотна Яноша Гадо с большой выразительностью подают традиционные темы НФ: космические корабли мчатся в безвоздушном пространстве, приземляются на неведомых планетах, люди встречаются с невиданными обитателями дальних звездных систем... Картины Гадо насыщены цветом, они контрастны и эффектны. Это же можно сказать и о работах братьев Кёвешди.
Естественно, творчеством перечисленных художников, как и публиковавшегося уже в "ТМ" Ласло Деманта, венгерское научно-фантастическое изобразительное искусство отнюдь не исчерпывается. Оно богато и многосторонне, обладает самостоятельной эстетической ценностью, глубоко гуманистично по содержанию, для него неприемлемо то, что так часто вызывает отвращение в искусстве Запада. Венгерская НФ-живопись, несмотря на довольно давние традиции, еще очень и очень молода. Лишь в последние два десятилетия она обрела все возможности для возрождения и расцвета. Маститые венгерские художники-фантасты стали уже признанными мастерами отечественной культуры, молодые же упорно завоевывают себе "место под Солнцем". А главное - те и другие работают, работают много и плодотворно. В их творчестве - залог прекрасного будущего венгерской научной фантастики.
ПЕТЕР КУЦКА,
главный редактор журнала "Галактика" (ВНР)
|