В. Кропанин
АЭЛИТА В НАШИХ МЕЧТАХ
|
Многомиллионные тиражи и многочисленные переиздания сделали роман «Аэлита» самым распространенным НФ произведением в нашей стране. В 1970-е годы он издавался сразу несколькими издательствами, и иногда годовой тираж достигал миллиона экземпляров. Об этом романе написано довольно много критических и литературоведческих статей, поэтому интересно вернутся к истории создания романа и рассмотрению различных открытий литературоведов и фэнов.
Корни сюжета и фабулы романа А. Толстого находятся в различных фантастических произведениях начала XX века. В это время было создано достаточное количество произведений посвященных контактам Земли и Марса. А. Толстой взял из них лучшие идеи и сюжетные ходы, и создал свой неповторимый НФ роман, которым зачитывались многие поколения советских людей.
Предтечами «Аэлиты» можно считать:
1) Роман Лунной трилогии поляка Е. Жулавского – «Победоносец».
2) «Принцессу Марса» американца Э. Берроуза.
3) Роман В. Крижановской-Рочестер «Смерть планеты»
4) Какое-то влияние оказала и «Красная звезда» Н. Богданова.
После выхода «Аэлиты» почти мгновенно был снят фильм «Аэлита» и мультфильм «Межпланетная революция» по мотивам романа. Было издано даже анонимное продолжение «Аэлита на Земле». Сам Толстой вернулся в мир Аэлиты в своей повести «Союз пяти». Критика же встретила роман Толстого прохладно. Об этом можно прочесть в одной из статей В. Бугрова.
Однако годы индустриализации резко сократили выход и качество НФ литературы. Потом война и возрождение страны. Писателям было не до фантастики. «Аэлита» правда переиздавалась в переработке для детей.
Оттепель и начавшийся расцвет советской фантастики предложили отечественному читателю несколько произведений использовавших фабулу и сюжетные линии романа. Это конечно Л. Оношко «На Оранжевой планете», К. Волков «Марс пробуждается», а также А. Колпаков со своей «Гриадой». Это были так называемые советские «космические оперы» которые были в штыки встречены советской критикой, не преминувшей указать на заимствования из «Аэлиты».
Кроме этого 1960-е были годами расцвета поэзии и бардовской песни. Эти течения не могли обойтись без мотивов «Аэлиты». Стихи и песни с таким названием создают М. Анчаров и Б. Вахнюк. Имя Аэлита звучит с эстрады и у туристического костра. Этим именем называют девчонок.
Организация в 1981 году премии «Аэлита» пробудило интерес писателей и литературоведов к этому роману. Начали выходить свободные продолжения романа: А. Щербаков «Тук!» (1982), В. Потапов «3-й рассказ Аэлиты» (1985), А. Андреев «Звезды последний Луч...» (1987), К. Булычев «Тебе, простой марсианин» (1989). Кроме этого появляются различные исследовательские и литературоведческие статьи. К примеру – В. Бугрова «Перечитать Аэлиту» и В. Ревича «Мы вброшены в невероятность» (к 60-тилетию издания романа). Кроме этого было две статьи-исследования по реальным корням романа:
1) А. Балабуха «Дом на Ждановской и Дача на Крестовском» (1979), в которой были фото реальных строений описанных в романе А. Толстого;
2) А. Лихачева «Был такой летчик Лось» (1989), где рассмотрен прототип инженера Лося с очень необычной стороны.
Роман анализируется также в научно-популярном издании как «Звездный путь» Е. И. Рябчикова, в котором рассказывается история становления и развития отечественной космонавтики и ракетной техники.
Девяностые были годами безвременья в отечественной фантастике. Все поклонялись фантастике США. И лишь в «Библиотеке русской фантастики» роман был включен в один из томов.
Только в ХХI веке В. Головачев неожиданно напомнил читателям об «Аэлите» написав своих «Магацитлов», да А. Первушин в своих книгах вспоминает инженера М. С. Лося и его яйцеобразный космический аппарат. Также иногда роман упоминается в обзорных статьях.
А между прочим в следующем году исполняется 30 лет премии «Аэлита», а в 2012 девяностолетие первого издания романа. Аэлита продолжает жить в наших мечтах.
В. Кропанин
18.07.2010.
Челябинск
|