В. Козьмин
ЛЕГКО ЛИ ПРЕДСКАЗАТЬ БУДУЩЕЕ?
Конкурс «Мир 2000 года»
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© В. Козьмин, 1973
Техника-молодежи.- 1973.- 9.- С. 6-7.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Один из парадоксов футурологии заключается в следующем: гораздо проще предсказать то, что произойдет, скажем, через 100 лет, нежели через 10. И дело здесь вовсе не в том, что дальний прогноз нельзя проверить в течение жизни одного-двух поколении. Просто наше воображение по странной прихоти эволюции более приспособлено парить над огромными промежутками пространства и времени, не стесняясь бытовыми подробностями. Размышляя о будущем, мы как бы предпочитаем "длинные волны". Почему? Должно быть, воображение инстинктивно бежит Ее Величества Случайности, столь грозно проявляющей свое могущество именно на коротких отрезках времени.
В 1929 году был открыт пенициллин. "Возможно, через столетие чудесное снадобье г-на Флеминга свершит истинную революцию в медицине", - писали в то время газеты. Никому и в голову не пришло, в том числе и самому изобретателю, что в скором времени пенициллин спасет жизни миллионам людей.
Резерфорд даже накануне своей смерти (он умер в 1937 году) был убежден, что ядерную энергию невозможно практически использовать. Ни он, ни его ученики и не помышляли об атомной бомбе (хотя Г. Уэллс и предсказал ее еще в начале века). И что же! Спустя несколько лет атомный смерч поглотил Хиросиму и Нагасаки.
Автору этих строк довелось, учась еще в средней школе, выслушать несколько лекций по астроботанике "самого" Гавриила Адриановича Тихова. Помню, как, заканчивая рассказ о возможности органической жизни в солнечной системе, всемирно прославленный ученый сказал: "Пройдет всего лишь сто - сто пятьдесят лет, и земляне, несомненно, начнут осваивать Луну, Марс, а затем и другие планеты околосолнечного пространства!" Тогда, всего четверть века назад, эти слова вселяли священный трепет в сердца моих соклассников. Однако Гавриил Адрианович в сроках ошибся - счастливо ошибся! - и намного. Точнее, он оказался прав - с поправкой едва ли не на целое столетие!
"Длинноволновый" парадокс безраздельно господствует и в жанре научной фантастики. Писатели-фантасты с неизмеримо большей охотой изображают отдаленное будущее, чем рискуют вторгнуться хотя бы в конец нашего тысячелетия. Оно и понятно: наука наступает на пятки фантастике.
Фантастическая живопись - молодой жанр в искусстве. В силу большей, чем литература, привязанности к зрительному образу фантастическая живопись с большей охотой обращается к ближним подступам Завтра, не чуждаясь, разумеется, темы далекого будущего (картины жизни далеких галактик, пейзажи иных миров).
Перед нами три полотна. Два из них, те, что слева, - "Конструкторское бюро" и "Морской огород" - принадлежат кисти подмосковного художника А. РУДЕНСКОГО. Справа вверху - "Весна в космосе" - работа литовского мастера С. ПОВИЛАЙТИСА. При всем различии в решении темы, колорите, фактуре картин обоих художников объединяет стремление предугадать будущее. И то, что наступит через 10 лет, и то, чьи контуры еще размыты перспективой далеких столетий.
|