А. Киреев
ДЕФИЦИТ ФАНТАСТИКИ
Наши обозрения: литература
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Киреев, 1987
Правда Украины (Киев).- 1987.- 24 июня.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Начну с цитаты: "...Единого "лица" украинской фантастики мы сегодня еще не видим". Прочитав такое, я задумался: а кто изучает, кто рассматривает эти "лица" (если одного нет)? Кто из критиков за последние годы более или менее систематически обращался к фантастике?
КРОМЕ ОДНОГО-ДВУХ имен, назвать некого. За восемь лет - а именно столько времени прошло после первого (и пока единственного) республиканского семинара молодых фантастов - было сделано "аж" четыре попытки серьезного литературно-критического разговора. Перечислю. Стараниями писателя В. Коротича был выпущен целиком посвященный фантастике номер журнала "Всесвiт" (замечу: главную теоретическую статью для него написал московский критик Е. Брандис). Две-три беседы с писателями-фантастами и несколько рецензий напечатала "Лiтературна Украiна". "Круглый стол" провел журнал "Киiв". Вышел наполовину посвященный фантастике сборник "Путешествие без конца". Вот и все.
Кроме журналов "Днiпро" и "Киiв", наши "толстые" издания относятся к фантастике, мягко говоря, свысока. И в смысле публикации литературных произведений, и в смысле критики.
И все же фантастика не только существует, но и пополняется - чуть ли не каждый год - новыми именами. Ее традиции (у истоков - Юрий Смолич) развиваются и углубляются. Появляются новые направления, новая проблематика. В частности, основательно разрабатывается такая тема, как "человек и искусственный разум".
Выходят, конечно, и плохие книги. Не снижаются ли критерии, по которым происходит отбор произведении для издания? Не воспитываем ли мы читателя всеядного, неприхотливого? К сожалению, литературная продукция года минувшего во многом подтверждает эти опасения.
Главный критерии оценки научной фантастики очевиден. Это гармония высокой идейности, научно-прогностического мировоззрения и художественно-образного освоения материала. Это- если тремя словами - добро, истина, красота.
Попробуем с этих позиций посмотреть хотя бы на некоторые книги издания 1985-1986 годов. Фантастику издатели не обижали, список солидный. Появились новые книги В. Бережного, И. Росоховатского, А. Тесленко, М. Головина, В. Положия, В. Головачева. В. Чемериса, В. Савченко, несколько коллективных сборников в издательстве "Веселка", два выпуска "ППФ" ("Пригоди. Подорожi. Фантастика") в издательстве "Молодь". Дальше: повести в "толстых" журналах - О. Романычука ("Днiпро"), А. Тесленко - ("Киiв"). Два десятка рассказов в журналах "тонких". Что касается количества - вроде бы грех жаловаться.
А вот с качеством... Из всего перечисленного выше, строго говоря, лишь несколько произведений могут претендовать на право называться настоящей научной фантастикой.
Вот сборник рассказов Сергея Кургузова "Зоряне вiтрило" (издательство "Веселка"). Эти рассказы рождались в клубе для юношества "Гiперболоiд" журнала "Наука i суспiльство", и там они были на своем месте. Чтобы познакомить юношество с современными научными гипотезами, в журнале уместна и слегка беллетризованная форма стандартной лекции, и даже вопросы в конце каждого рассказа - как в школьном учебнике. Но, собранные в книгу и снабженные обязывающим грифом "Фантастика", рассказы вызывают удручающее впечатление.
Книга В. Савченко "Ночiвля в карбонi" (издательство "Веселка"): та же унылая популяризация, те же белетризованные страницы учебника (история развития жизни на Земле в конце каменноугольного периода). А для вящей развлекательности длинные лекции приукрашены историей (банальной и поверхностной) борьбы молодого изобретателя "машины времени" с консерваторами от науки.
Далек от настоящей литературы и роман В. Чемериса "Белый король детектива". Фигура частного детектива из некоей западной страны, история его безуспешной погони за похитителями "выдающегося" открытия XXI века (обыкновенного аппарата для голографического кино) кажется скопированной с десятков книжиц, выходивших лет тридцать-двадцать назад.
СЕЙЧАС В ФАНТАСТИКЕ без глубоких знаний - естественнонаучных, гуманитарных, социальных - уже делать нечего. Все ли это поняли?
Уповая лишь на свои литературные способности, многие авторы по-прежнему низводят фантастику до уровня технического приема, до художественной условности, задающей "правила игры" в приключенческом произведении; Вообще-то такой подход имеет право на существование, особенно когда автор исследует современного человека в экстремальных ситуациях. Но фантастика ли это в том строгом понимании, критерии которого мы себе задали? Боюсь, что нет. Скорее - фантазии на вольную тему.
Наших фантастов весьма поманивает к доброму старому романтизму Э.-Т. Гофмана или А. Грина. В этом направлении, в частности, работает (и небезуспешно) талантливая крымская писательница С. Ягупова, к нему тяготеют молодые киевские авторы Б. Штерн, Л. Козинец. Судя по последней повести ("Крокодил, который не хотел летать"), заинтересовался этим направлением и А. Тесленко.
На творчестве последнего стоит остановиться особо. И повесть в журнале "Киiв", и некоторые рассказы последних лет вызывают ощущение, что лидер "новой волны" украинских фантастов оказался на распутьи. Ведущая тема ею творчества (биокиберы) оказалась исчерпанной за сравнительно недолгий срок. Появилась угроза сползания в примитивную мелодраму - свидетельство тому один из рассказов в сборнике "Стрiла Всесвiту" (издательство "Веселка", 1986 г.). А свежей интересной темы - на уровне тех же биокиберов - талантливый писатель, похоже, еще не нащупал.
Итак, одно из "лиц" украинской фантастики (разумеется, не считая лежащей вне литературы малохудожественной популяризации) - это романтическая фантастика.
Есть и другие. Их как раз и создают те писатели, которые стремятся в своем творчестве выдержать главные критерии, добиться гармонии и многомерности своей "фантастической реальности".
Хороших книг за обозреваемый период было немного. Но они были. И это лучшее свидетельство жизнестойкости и жизнеспособности украинской фантастики. "Возможность ответа" и "Ураган" И. Росоховатского, "Дисертацiйний прорахунок" М. Головина (кстати, инженера-кибернетика по профессии), рассказы Ю. Константинова, В. Положия... Я назвал не все имена.
На мои взгляд, стоит особо выделить и то "лицо" украинской фантастики, которое стало сегодня едва ли не уникальным явлением в фантастике всесоюзной. А именно - сказочно-юмористическое, берущее свое начало в глубинах народной традиции.
Современным. Мюнхаузеном [Мюнхгаузеном - Ю.З.] предстал перед нами старый космогатор - герой цикла рассказов В. Зайца. Привлекает умелое сочетание сказочно-смехового гротеска со смелой фантазией и точным научно-прогностическим подходом к изображению будущего. За ироническими былями-небылицами открывается для вдумчивого читателя мир, полный сложных проблем.
СЕГОДНЯ НА ПОДХОДЕ (в издательствах "Молодь" и "Веселка") - новые книги новых авторов, новые сборники.
Новые имена открыл и проведенный в прошлом году конкурс киевского городского клуба любителей фантастики "Световид" на лучший фантастический рассказ под девизом "Фантастика в борьбе за мир". Жаль только, что для лауреатов этого конкурса путь к читателю затягивается на два года - их рассказы увидят свет лишь в сборнике "ППФ-88". А как хорошо было бы опубликовать их сразу же, в считанные месяцы, скажем - в специальном выпуске республиканского журнала научной фантастики...
Мне представляется, что идея такого журнала не так уж фантастична. Хотелось бы услышать мнение на сей счет Госкомиздата УССР, который с нынешнего года работает в условиях полного хозрасчета и самофинансирования.
Отряд украинских фантастов пополняется. Не топчутся на месте многочисленные клубы любителей фантастики республики. И давно уже назрела необходимость в новом республиканском семинаре молодых фантастов, а еще лучше - одновременно и фантастов, и их критиков. Недостатка в писателях не будет. А вот в критиках... Тут у нас острый дефицит. Но, может быть, возможность показать себя в деле - на семинаре - откроет для нас новые имена?
А. КИРЕЕВ.
Инженер, член Философского общества СССР.
|