Андрей Щербак-Жуков
РОМАНТИК, СКАЗОЧНИК, ФАНТАСТ
Кинорежиссер Павел Арсенов
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© А. Щербак-Жуков, «Если», 2000
Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.
Любезно предоставлено авторами, 2003 |
Весной 1985 года произошло знаменательное событие - во время школьных каникул на первом канале центрального телевидения разорвалась маленькая психотропная бомба. Осколки с той или иной силой поразили сердца юношей в возрасте от десяти до шестнадцати лет. А может быть, задело и кого-то постарше. Пострадавшие засыпали письмами телевидение, киностудию им. М. Горького, режиссера Павла Арсенова и даже автора сценария Кира Булычева, хотя сценаристы, как правило, в таких случаях остаются в стороне. Но этот случай был особенным... Если вы еще не догадались, о чем идет речь, поясню: я имею в виду премьерный показ пяти-серийного телефильма "Гостья из будущего".
Что же произошло? Как вышло, что обаяние булычевской героини Алисы Селезневой вошло в настоящий резонанс с обаянием одиннадцатилетней Наташи Гусевой, исполнившей эту роль, и образовавшаяся ударная волна была столь сильна, что разбила не одно мальчишеское сердце? Ведь были и раньше хорошие фантастические фильмы, например "Через тернии к звездам" или "Приключение Электроника"; были и отличные подростковые минисериалы, вроде "Трех веселых смен" или "Приключений Петрова и Васечкина". Но только "Гостья из будущего" кроме потока писем спровоцировала поток анекдотов. Природа этих потоков сходная: те, кто не решался написать письмо, сублимировал свою сердечную боль, рассказывая сексуально окрашенные анекдоты о похождениях Алисы и робота Вертера. Эта звездная пара встала в один ряд со Штирлицем, поручиком Ржевским, Винни-Пухом, Василь Иванычем и Петькой - героями, шагнувшими с экрана в фольклор. Фильм "Гостья из будущего" стал культовым, может быть, единственным отечественным культовым детским фильмом. Уже одного этого достаточно, чтобы вспомнить добрая словом режиссера Павла Оганезовича Арсенова. Но это не единственный его хороший фильм и не единственный фантастический.
Родился П. Арсенов в 1936 году в Тбилиси, там же закончил геолого-разведовательный институт. Однако по профессии почти не работал - устроился рабочим на киностудию "Грузия-фильм". Это и определило его дальнейшую судьбу. Вскоре он уже был в Москве, трудился на студии научно-популярных фильмов и учился во ВГИКе. В 1963 году он закончил мастерскую Г. Рошаля и стал работать ассистентом режиссера на студии им. Горького. В этом качестве он принял участие в работе над фильмом "Приключения Кроша" (1962). Затем были две самостоятельных короткометражки "Подсолнух" (1963) и "Лелька" (1966) и забавная авантюрная мелодрама "Спасение утопающего" (1967).
Следующая киноработа П. Арсенова достойна более подробного внимания не только потому, что по жанру это фантастическая сказка, - этот фильм может служить отличным примером отточенного стиля при весьма необычной форме. Экранизируя пьесу итальянца Карло Гоцци, Арсенов соединил на экране условность комедии дель арте с традициями российских музыкальных романтических киносказок. Изумительный актерский состав фильма "Король-олень" (1969) - Юрий Яковлев, Сергей Юрский, Олег Ефремов, Елена Соловей, Олег Табаков - отлично разыграл в барочных декорациях трогательную историю о том, что любящее сердце способно узнать своего избраннике в кого бы он ни превратился. Нарисованные олени, игрушечные лошади не кажутся наивными, я удивительно точно передают на экране фантастическую условность.
Следующий фильм режиссера не имел отношения к фантастике, вероятно, это была дань его непростому детству. Психологический фильм "И тогда я сказал нет" (1973) повествовал о сложных взаимоотношениях в подростковой уличной среде послевоенного Тбилиси. Зато сразу за ним следовала музыкальная сказка. Фильм "Вкус халвы" (1975) рассказывает о приключениях известного героя восточных сказок Хаджи Насредина. Оригинальность работы в том, что во всех известных сказках Насредин взрослый, а это картина о его детстве. Такой необычный прием позволяет сравнить этот фильм с гораздо более поздними американскими картинами: "Молодым Шерлоком Холмсом" (1985) Барри Левинсона и "Крюком" (1991) Стивена Спилберга, в котором действует возмужавший Питер Пэн.
Далее следовали две романтические мелодрамы о первой любви "Смятение чувств" (1978) и "С любимыми не расставайтесь" (1979). Причем обе получили Премии на Всероссийских кинофестивалях среди детских фильмов, соответственно в 1979 и 1980 годах.
Потом был почти пятилетний перерыв, пока, наконец, в 1984 году не была снята "Гостья из будущего". Фильм снимался трудно, в его будущий успех никто не верил, студийное и телевизионное начальство считало, что подобные истории советским школьникам не нужны, денег на воспроизведение Москвы XXI века и зоопарка инопланетных животных катастрофически не хватало. И все-таки фильм был вытянут - на игре актеров, на добром и остроумном сценарном материале Кира Булычева, на личном обаянии Наташи Гусевой и, конечно же, на энтузиазме Павла Арсенова. Этот телефильм принес заслуженную славу всем, кто принимал в нем участие, а лирическая и оптимистичная песня "Прекрасное Далеко" стала гимном романтиков нового поколения, верящих в безоблачность своего грядущего.
По горячим следам этой несомненной удачи П. Арсенов в рекордные для нашего кинематографа сроки снял уже кинофильм "Лиловый шар" - снова об Алисе, снова с Наташей Гусевой. Однако, как это не печально, этот фильм не имел и части успеха "Гости из будущего". Наташа заметно повзрослела, а вот возраст зрителя, которому был адресован фильм, стал, как ни странно, меньше. Лучше всего сказала об этом одна маленькая девочка: "Фильм хороший, только ниточки видно... " Ребенок, конечно же, имел в виду лески, за которые водили кукол, но, к сожалению, такие же "нити" видны и в режиссерской работе и в игре некоторых актеров - как-то все натянуто... Так часто бывает в кино: куклы в натуре казались живыми, и когда на глаз "погибающего" птенца птицы Рух накатилась слеза, плакали ассистенты на съемочной площадке, а на пленке все вышло наивно и неубедительно. Хороший актер Вячеслав Невинный в роли инопланетного археолога Громозеки, после замечательного мультфильма "Тайна Третьей Планеты", смотрелся просто смешно. Выход этого фильма совпал с появлением в нашем прокате фантастической сказки "Бесконечная история" и никак не выдержал конкуренции.
В конце 80-х годов на киностудии им. Горького произошли реорганизации - она разделилась на несколько творческих объединений. Павел Оганезович активно включился в общественную жизнь, он возглавил ТО "Ладья". С его помощью многие молодые режиссеры сняли свои первые фильмы для детей и подростков.
Тогда же он запустился в производство с новым проектом, новой фантастической сказкой по повести А. Волкова "Волшебник Изумрудного Города". Однако в самый разгар работы случилось несчастье - инфаркт сердца, больница, а потом медленная реабилитация и постепенное возвращение к активной деятельности. Победив болезнь, Павел Оганезович нашел в себе силы после длительного перерыва все-таки завершить начатую работу. Фильм вышел в 1994 году. Нарушение размеренного ритма кинопроизводства никогда не сказываются положительно на конечном результате, но критиковать этот фильм не поднимается рука. Дети смотрели его с удовольствием.
Да, будущее оказалось не таким прекрасным, как пелось в знаменитой песне. В середине 90-х годов киностудия им. Горького перестала снимать кино для детей, а потом перестала снимать кино вообще. Старые мастера ушли со студии. Ялтинский филиал, на котором снимался "Лиловый шар", оказался за границей. Наташа Гусева не стала кинозвездой, снявшись еще всего лишь один раз, в неудачном белорусском фильме "Воля Вселенной", она закончила Московский институт тонких химических технологий, вышла замуж за одного из своих поклонников и несколько лет назад родила мальчика...
Больше П. Арсенов в кино не работал, много болел, а летом прошедшего 1999 года скончался, не дожив чуть меньше года до пятнадцатилетия своего самого громкого фильма и чуть меньше полутора лет до начала XXI века о котором этот фильм был снят...
Те, кто помнит фильм Ричарда Викторова "Комета", могут представить себе Павла Оганезовича воочию, он там сыграл как актер: он изображал кинорежиссера, фактически самого себя, энергичного и задумчивого одновременно. Таков был П. Арсенов - романтик, сказочник и, конечно же, фантаст, - таков был и остается его кинематограф.
|