Евгений Харитонов
ВОЗВРАЩЕНИЕ. ПОЛДЕНЬ. 2000 ГОД
|
Десять лет назад издательство "Молодая гвардия" прекратило выпуск ежегодных сборников "Фантастика".
Идея ежегодников, которые в совокупности отражали бы достижения в отечественной фантастической прозе, критике и публицистике, родилась в 1961 году в недрах только что созданной при крупнейшей издательской корпорации "Молодая гвардия" редакции фантастики. Очень скоро сборники стали едва ли не основным форпостом новой советской фантастики. Во многом это была заслуга талантливых редакторов, подлинных энтузиастов своего дела Сергея Жемайтиса, Беллы Клюевой, Светланы Михайловой и Софьи Митрохиной, объединивших вокруг "Фантастики" лучших авторов того времени, среди которых были братья Стругацкие, Кир Булычев, Дмитрий Биленкин, Геннадий Гор, Илья Варшавский, Валентина Журавлева, Генрих Альтов, Роман Подольный, Виктор Колупаев, Владимир Савченко... Названы далеко не все, но уже этот список несомненно вызовет благоговейный трепет у любого правоверного фэна. Благодатные были годы, когда под одной обложкой рядом с этими именами мирно уживались будущие ревизионисты литературной фантастики Владимир Щербаков, Юрий Медведев, Андрей Дмитрук...
Не одними художественными текстами привлекали тома "Фантастики". В рубрике "Клуб фантастов" публиковались литературоведческие и критические работы, посвященные жанру. И ведь какие авторы! Безупречные специалисты Юлий Кагарлицкий и Татьяна Чернышева, Всеволод Ревич и Виталий Бугров, Евгений Брандис и Владимир Дмитревский. Нельзя не вспомнить, что именно в молодогвардейских ежегодниках появился беспрецедентный по тем временам проект - библиографический свод "Советская фантастика. 1917-1977", в котором воедино была сведена информация не только о литературных произведениях, но даже о кинофильмах. Над библиографией также работали профессионалы высшего класса - Александр Евдокимов, Борис Ляпунов, Александр Осипов.
В 1973 году прежняя редакция фантастики "Молодой гвардии" была разогнана, на смену команде Жемайтиса пришли иные люди, а в "Фантастике" стали публиковаться авторы уже совсем другого уровня. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что и в "серые" 80-е на страницах "Фантастики" время от времени появлялись интересные произведения.
А потом случился 1991 год. Сначала издох динозавр советской фантастики, а следом за ним - ежегодники "Фантастика" и не менее популярная "НФ" издательства "Знание". И так случилось, что с отмиранием сборников и антологий отечественной НФ прозы на грани исчезновения оказались и самые продуктивные жанры - рассказ и повесть. Издатели и читатели требовали от фантастов романы. И чем толще - тем лучше.
В мире нет ничего постоянного. Со скрипом, в родовых муках традиция авторских и коллективных сборников, кажется, начинает возрождаться. За последние год-два увидели свет антологии издательства "АРМАДА" "Фантастический боевик-98", "Капуста без кочерыжки", совсем недавно, в мае, "ЭКСМО" порадовало читателей неожиданным сборником "Наши в космосе".
Но самым вероятно долгожданным и многотрудным проектом последнего времени стал сборник издательства "АСТ" "Фантастика 2000". Разговоры о реанимации некогда популярного ежегодника велись давно. И вот сие свершилось. В целом, "Фантастика 2000" сохраняет структуру молодогвардейского предшественника: есть здесь и проза, и критика, и публицистика, и даже литературные мемуары (воспоминания Кира Булычева "Как стать фантастом", впервые опубликованные на страницах "Если"). Авторский состав привлечет любого ценителя качественной фантастики. Судите сами, помимо мэтра К. Булычева здесь присутствуют почти все лидеры новой российской НФ: Эдуард Геворкян с началом к долгожданному приквелу "Времен негодяев" ("Путешествие к северному пределу. 2032 год"), Александр Громов с остроумным и не слишком мрачным (что нетипично для этого автора) рассказом "Секунданты", Сергей Лукьяненко, который представлен сразу двумя произведениями - не то повестью, не то вступлением к роману под давно обещанным названием "Танцы на снегу" и рассказом "Вечерняя беседа", Святослав Логинов со стилистически безупречной новеллой "Живые души", Юлий Буркин с очаровательной и грустной повестью "Бабочка и Василиск", Владимир - "Воха" - Васильев, написавший очень нетипичную для него повесть "Проснуться на Селентине", в которой практически полностью отсутствует экшн, зато наличествует трогательно-ностальгическая стилизация под НФ 60-70-х годов. К этому списку необходимо приплюсовать талантливого волгоградца Сергея Синякина, написавшего рассказ-эссе "Марки нашей судьбы", восходящий к традициям андреевского "Нового Плутарха" и прозаическим исследованиям-мистификациям Андрея Синявского.
Все бы хорошо. Да вот только при внимательном прочтении сборника трудно избавиться от ощущения, что книга комплектовалась по принципу "с мира по нитке", а то и вовсе: методом слепого тыка. "Фантастика 2000" наглядно демонстрирует тезис об остром дефиците произведений малой и средней формы. Иначе чем можно объяснить присутствие в антологии вопиюще бездарного, пошлого и глумливого опуса безызвестного Александра Силаева "666 способов познать Будду"?! Ничего, кроме чувства брезгливости не вызывает этот рассказец. Все-таки стеб стебу рознь, и "юморить" нужно не только умно, но и тактично. Не менее чужеродным выглядит здесь и опыт литературно-исторической реконструкции Александра Золотько "Анна Каренина-2". Ну никак не дотягивает эта ученическая вещь до представленных в антологии авторов! Неужели и в самом деле рассказ в нашей литературе терпит бедственное положение, если не нашлось достойной замены Силаеву и Золотько? Ох, как не хочется в это верить.
Удручает, что талантливый томский фантаст Ю. Буркин представлен прекрасной, но не единожды опубликованной старой повестью "Бабочка и Василиск". Это как-то расходится с декларированной составителями концепцией "Только - новые тексты". Очень не хочется верить, что не нашлось нужного количества текстов малой формы.
Хорошим наполнением сборника стал обстоятельный обзор отечественной фантастики последнего десятилетия "Ровесники фантастики", написанный постоянными авторами нашего журнала Д. Байкаловым и А. Синицыным, любопытно, но малопонятно и трудночитаемо эссе о моделировании Будущего питербуржского фантастоведа и культуролога Сергея Переслегина "Из дебюта в миттельшпиль".
Первый, как правило, всегда выходит комом. Но хочется верить, что ежегодник "Фантастика" вернулся к читателям надолго. И каждый новый том будет лучше прежнего, а значит, есть все основания надеяться, что в самое ближайшее будущее возродится в нашей фантастике самый трудный из прозаических жанров - рассказ.
|