Г. Гуревич
ОКНО В БУДУЩЕЕ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© Г. Гуревич, 1980
Молодость Сибири (Новосибирск).- 1980.- 29 янв.- С. 3.
Публикуется с любезного разрешения Н. С. Гуревич - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
Г. Гуревич - один из старейших писателей-фантастов. Выпустил свою первую книгу в конце 40-х годов. С тех пор вышло уже 15 его отдельных произведений и сборников.
Наиболее известные из них "Иней на пальмах" (1951 год, четырежды переиздавалась], "Мы - из Солнечной системы" (1965 год), "Месторождение времени" (1972 год), "Рождение шестого океана" (1960 год) и литературоведческая книга "Карта Страны Фантазий" (1967 год).
Сейчас он работает над циклом произведений "Книги замыслов". Сегодня Георгий Гуревич размышляет о проблемах научно фантастической литературы.
Читатель - средних лет, с туго набитым портфелем, или же лохматый юнец в джинсах и с усиками, или парнишка в серой школьной форме - мнется у библиотечной стойки:
- А фантастика есть у вас?
- Но вы же перечитали все, - отвечает библиотекарша с раздражением. Надоели ей эти поклонники литературы о несуществующем. - Возьмите что-нибудь серьезное...
На заветной полке стоят, тесно прижавшись друг к другу, запрятанные в потертые обложки гении и герои, роботы, пришельцы, человекоподобные, звероподобные, амебоподобные, прибывшие на ракетах, тарелках и неведомо как, существа разумные, но с жабрами или с крыльями, читающие мысли, диктующие мысли, миролюбивые и воинственные. Вперемешку с ними великие ученые и великие изобретатели со своими всемогущими машинами, победители динозавров, ураганов, вулканов и землетрясений, всех болезней, старости и смерти, отважные путешественники на дно океана, к центру Земли и к центру Галактики, странники в пространстве и времени, едущие в прошлое и в будущее.
Да. И в будущее! Изображение будущего находится в ведении этой самой "несерьезной" фантастики.
И естественно, что ученые будущего столетия, ныне еще щеголяющие в серой форме с красным галстуком, жадно глотают увлекательную фантастику, подбирая дело себе по вкусу, ищут жизненные задачи, примериваются к будущей жизни.
Все у них впереди. Впереди больше, чем в прошлом. Для них детали будущего, быт будущего интереснее сегодняшнего. Ведь сегодняшний останется в детстве.
Сужу по собственной биографии. Вот я, автор этой статьи, ровесник Октября, припоминаю, что изменилось при моей жизни. Я еще помню булыжные мостовые в Москве, ломовиков с грохочущими телегами, извозчиков на углу Садовой; лошади мотают торбами, воробьишки подбирают овес. Десять лет было мне, когда отец принес в дом первый радиоприемник - этакую черную банку с наушниками и кристалликом на крышке. В него надо было тыкать иголочкой; если удачно попадешь, возникает хриплая музыка. Из другого города музыка, даже из-за границы. Мне было 18, когда в первый раз в жизни, самый первый раз, я прокатился на метро, вместе со строителями удивляясь роскошным подземным дворцам, которые они же сами соорудили. Тридцать было мне, когда в Политехническом музее я увидел впервые телевизионный экран, зеленый, почему-то с мутными фигурами.
А совсем недавно, когда я собирался лететь, моя четырехлетняя приятельница спросила: "Куда летишь? В космос?"
Так что же она увидит, что успеет, чему удивляться будет, прожив на свете несколько десятков лет, если космос для нее - стартовая площадка.
Но и художественное изображение общества будущего тоже обязанность и долг фантастики.
Было бы ненужным хвастовством утверждать, что она справилась с этой грандиозной задачей. Невероятно трудно создать всестороннее представление о счастливой жизни наших потомков, вообразить себе зримо их дома, одежду, обстановку, труд и развлечения, семью, воспитание детей, любовь, все грани жизни. Обобщенных произведений о будущем не так уж много. Сибирякам приятно будет напомнить, что одно из первых написал их земляк В. Итин, и книга его была издана в городе Канске - в 1922 году. Обычно же авторы берут одну какую-нибудь грань, одну науку, одно изобретение, одно путешествие. Но в результате в умах читателей складывается мозаичная картина, как бы коллективное полотно, написанное сотней художников, естественно, картина не очень согласованная, противоречивая. Так оно и должно быть. Ведь у каждого автора свое воображение и свое представление о деталях будущего.
Тем более необходимо как можно больше произведений, чтобы картина получилась как можно ярче, как можно полнее.
К сожалению, фантастика у нас очень немногочисленна. Из числа центральных издательств только два выпускают эту литературу. В результате - книжный голод. Тут большую помощь могли бы оказать областные издательства. Возможность выпускать три-четыре книги в год имеется всегда, и на прилавках они не залежатся. Имеются и авторы в Сибири - писатели всесоюзного ранга, такие как В. Колупаев в Томске, а в Новосибирске Г. Прашкевич, Д. Константиновский. Имеются и резервы - молодая поросль, объединенная в клубе научной фантастики, работающем при Новосибирской писательской организации. Конечно, не каждый член клуба - готовый писатель, но надо помогать им расти.
Помогать расти - означает собирать и публиковать сборники молодых время от времени.
К сожалению, вторично выражаю сожаление, не очень охотно и не очень умело пропагандируют фантастику преподаватели и библиотекари.
Сложилось странное положение: взрослые не всегда умеют объяснить школьникам, как понимать их любимые книги. Мало того, иной раз и литературоведы склонны замалчивать фантастику или же с кислым видом утверждать, что мода на нее скоро пройдет, фантастика зачахнет... и изучать ее будет не нужно.
Конечно, надо преподавать фантастику, для начала - педагогам. Почин сделан в Николаеве. Там курс фантастики читается в педагогическом институте. Не использовать ли опыт?
И теория развивается, ведется борьба за качество. В течение последнего года были организованы совещания писателей-фантастов и приключенцев - в Свердловске, Ереване, а также и в Новосибирске. Писатели обменялись опытом.
Всех возрастов читатели - и в пиджаках, и в джинсах, и в серой школьной форме хотят думать о будущем: будущей жизни, будущем обществе, будущей науке, своих делах в будущем. Помогите им. Дайте фантастику!
Г. ГУРЕВИЧ.
(Специально для клуба "Амальтея").
|