История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

И. Ю. Харламов

СОВЕТСКАЯ КИНОФАНТАСТИКА

(информационно-критическая статья)

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© И. Харламов, 1988

Странник: Период. лит.-худож. ж-л [фэнзин] (Магнитогорск).- 3 изд.- Магнитогорск, 1988.- 1.- С. 55-57.

Публикуется с любезного разрешения И. Харламова - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Назад Начало Вперед

Фантастика является одним из наиболее популярных жанров в современном кинематографе.

Официальным годом рождения кинофантастики считается - 1896 год. То есть первые фантастические фильмы появились вскоре после возникновения кино. Это были: "Замок дьявола" (реж. Мельес Ж., 1896). "Завоевание воздуха" (реж. Зекна, 1901 г.) и "Путешествие на Луну" (по Г. Уэллсу, реж. Мельес Ж., 1902 г.).

Первыми советскими фантастическими фильмами стали: кинофильмы "Железная пята" (по Д. Лондону, реж. Гардин В., Леонидов Л. и др., 1919 г.), "Аэлита" (по А. Толстому, реж. Протазанов Я. А., 1924 г.), "Луч Смерти" (реж. Кулешов Л. В., 1925 г.) и мультфильм "Межпланетная революция" (реж. Комиссаренко З., Меркулов Ю., Ходатаев Н., 1924 г.).

Снятие в 20-е - 60-е годы такие фильмы, как "Аэлита", "Луч смерти", "Гибель сенсации" (реж. Андриевский А. Н., 1935 г.). "Тайна двух океанов" (по Г. Адамову, реж. Пипинашвили К. К., 1957 г.), "Гиперболоид инженера Гарина" (по А. Толстому, реж. Гинцбург А. И., 1966 г.) и многие другие фильмы, снятие в это время, можно отнести к категории фильмов, о которых французский киновед Жорж Садуль сказал: "Сегодня их вымышленные подвиги и смертоносные "игрушки" ... заставляют вспомнить о Джеймсе Бонде" (Садуль Ж. "Всеобщая история кино", т. 4).

Это были фильмы авантюрно-приключенческого жанра. Они были заполнены борьбой агентов различных разведок, революциями, восстаниями, переворотами. Фантастическим в них было только какое-либо фантастическое изобретение, дающее толчок к дальнейшему действию. Основу их сюжета составляли охота за изобретением иностранных шпионов и агентов диктаторов ("луч смерти" в к/ф "Луч смерти", гиперболоид в к/ф "Гиперболоид инженера Гарина", подводная лодка в к/ф "Тайна двух океанов"), или борьба за эти изобретения различных социальных групп (роботы в к/ф "Гибель сенсации"), или социальная борьба на другой планете (к/ф "Аэлита").

В значительной мере дальнейший толчок фантастическому кино дали "Космический рейс" (реж. Журавлев В. Н., 1936 г.) И "Планета бурь" (по Казанцеву А. П., реж. Клушанцев П. В. 1962 г.). В этих фильмах, в отличии от многих других, снятых в эти же годы, основу их сюжета составляли исследования других небесных тел (Луна в к/ф "Космический рейс" и Венера в к/ф "Планета бурь"), а также приключения, связанные с борьбой со стихией.

В 1968 году вывел на экраны фильм "Туманность Андромеды" (реж. Шерстобитов Е.), снятый по одноименному роману Ефремова И. А. в этом фильме впервые показано далекое коммунистическое будущее. Но режиссеру не удалось передать основную мысль романа, фильм получился довольно серым и скучным, а люди коммунистического будущего - плоскими и одинаковыми.

Но, в общем, в 20-е - 60-е годы кинофантастика, за исключением фильмов-сказок и фильмов по произведениям Ж. Верна, не получила большого развития.

Заметное развитие кинофантастика получила в 70-е годы. Это: "Бегство мистера Мак-Кинли" (по пьесе Леонова Л., реж. Швейцер М., 1975 г.), "Молчание доктора Ивенса." (реж. Метальников Б. А., 1974 г.), "Отроки во Вселенной" (реж. Викторов Р. Н., 1975 г.), "Солярис" (по С. Лему, реж. Тарковский А. А., 1972 г.) и другие. Но из большого количества фильмов можно выделить только фильмы режиссера Ричарда Викторова : "Москва - Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Фильмы Викторова Р. Н. отличает не только хороший сюжет, но и отличные операторская и режиссерская работы. Ответственность за помощь другой планете ложится на плечи советских школьников. В них люди будущего показаны не суперменами, а обыкновенными людьми со своими слабостями и проблемами.

Особняком среди советских фантастических фильмов стоят работы режиссера Андрея Тарковского: "Солярис." (по Лему С., 1972 г.) и "Сталкер" (по Стругацким А. и Б., 1980 г.). Эти фильмы имеют мало общего с литературными произведениями, по которым они сняты, это скорее философские притчи, где исследуется духовный мир человека.

Особый всплеск советской кинофантастики происходит в 80-е годы. Но фильмы последних лет явно разнокачественные. Используя интерес зрителя к фантастике, ряд режиссеров выпустил ни экраны продукцию низкого качества, очевидно считая, что само слово "фантастика" ставит их фильмы вне всякой критики. Такие фильмы, как "Лунная радуга" (по Павлову С., реж. Ермаш А., 1984 г.), "Завещание профессора Доуэля" (по Беляеву А., реж. Менакер Л., 1984 г.). "Звездный инспектор" (реж. Ковалев М. и Пилин В., 1980 г.), "Инопланетянка" (реж. Сегель Я., 1985 г.), "Петля Ориона" (реж. Левин В., 1981 г.), "Семь стихий" (по Щербакову В., реж. Иванов Г., 1985 г.), "День гнева" (по Гансовскому С. Ф., реж. Мамилов С., 1985 г.) и ряд других. Можно отнести к той категории продукции, которой братья Стругацкие дали следующую оценку "... Все это кинематографический брак, в подметки негодный трижды распятому на кресте критики фильму Лукаса "Звездные войны" - все эти "Звездные инспекторы", "Лунные радуги", "Петли Ориона", "Семь стихий" и прочие "Акванавты". (ж. "Уральский следопыт", 1987 г., № 4).

К счастливым исключениям из этого серого ряда можно отнести фильмы "Шанс" (по Булычеву К., реж. Майоров А., 1984 г.), "Золотые рыбки" (по Булычеву К., реж. Майоров А., 1983 г.), "Кин-дза-дза" (реж. Данелия Г., 1987 г.). Их отличает хоровая режиссура, работа операторов, серьезность поднятых проблем, отточенные диалоги.

Пытаясь восполнить недостаток на экранах советской кинофантастики, кинопрокат выпускает на экраны иностранные фильмы: "Человек со звезды", "Властелин времени", "Секретный эксперимент", "Ангар-18." и другие. Не смотря на общий средний уровень, они смотрятся с интересом, благодаря ярким цветам, постановочным эффектам.

Будем надеяться, что вскоре на экраны выйдут советские фантастические фильмы, не уступающие по режиссуре и операторской работе, серьезности поставленных проблем, лучшим зарубежным фильмам.

    Магнитогорск, 1987 год.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001