ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© Т. Суворова, О. Тышлер, 1986
Уральский следопыт.- 1986.- 1.- С. 62.
Пер. в эл. вид А. Лапудев, 2002 |
Кто вы - сегодняшние фантасты? Каков ваш возраст? Что успели сделать в жизни? И что - написать и напечатать? Как пришли к фантастике, чем она вас к себе притянула? Зачем вы ее пишете - и почему? Что считаете в ней самым важным? Что в ней категорически не приемлете - и чего ей, на ваш взгляд, недостает сегодня?
В сентябрьском номере прошлого года мы обратились с этими вопросами к тем, кто пишет фантастику, и к тем, кто ее не пишет, однако близко к сердцу принимает ее заботы.
Публикуем первые отклики. Приглашаем аудиторию к дальнейшему разговору...
Я принадлежу к "резервистам" (по вашей терминологии). Мне 19 лет, образование 10 классов, работаю корректором в редакции районной газеты, готовлюсь поступать на факультет журналистики. Писать фантастику начала с 12 лет. Первую попытку напечататься предприняла в 9 классе. Получала вежливые ответы...
Написала довольно много рассказов. Вначале мне просто нравилось строить свои миры. Потом рассказы помогали мне понять мир, его законы, людей: когда пишешь - замечаешь много нового. Сейчас я пытаюсь выразить свое представление о мире и разуме, передать другим людям мои мысли и чувства.
Фантастика - это своеобразный зонд, который человек забрасывает в неведомое. И главное в ней - Человек и Человечество, судьбы которых неразделимы. Она судит своих героев по самым высшим, "космическим" меркам, иногда заставляя нас пересмотреть привычные критерии. НФ помогает нам понять себя. Но все это относится, естественно, только к хорошей фантастике.
К сожалению, иной более чем достаточно. Особенно неприятное впечатление оставляет философская неграмотность, незнание основ обществоведения. По иным рассказам невозможно понять, при каком строе разворачивается действие, другие протаскивают в коммунизм хамовство, хиппование, приблатненный стиль поведения - в качестве идеала! И это при том, что НФ, как и всякая литература, является оружием идеологической борьбы.
Такие крайности редки, но то тут, то там режут глаза обветшалая, неизвестно где выкопанная теория, странноватые рассуждения, авторское восхищение не очень умными героями и их поступками. Попадаются и этически сомнительные ходы: например, с искусственным интеллектом (разумом, пусть нечеловеческим!) люди обращаются как с вещью. Возврат к рабству на супернаучном уровне?
Некоторые почему-то забывают, что обязательным условием возникновения и существования разума является труд, и наделяют мышлением существ, у которых нет органов для труда, цивилизации которых (по мнению авторов, очень высокие) не имеют никакой материальной базы. Самый распространенный пример - дельфины.
Я отнюдь не призываю к ограничению сюжетов и ходов. Автор волен моделировать ситуацию, давать ей законы, но дальше он должен следовать логике развития созданного мира, думать о правдоподобности, непротиворечивости написанного. Любая фальшь лишает автора доверия читателей, а оно в НФ не менее важно, чем в любом искусстве. Без него герои, их чувства, идеи - мертвы.
Тревожит, что в последнее время в нашей фантастике появилась бесчеловечность и, как я могу судить, продолжает "освоение территорий". Наша литература, в том числе и НФ, справедливо гордится традициями гуманизма, так почему же стали появляться "жестковатые" идеи и герои? Даже очень хорошие авторы стали вводить их в свои произведения! И появляются в будущем космонавты, которые боятся, что если товарищи узнают о том, как они пострадали, их просто выкинут в космос. В эпилоге выясняется, что опасения не беспочвенны... Я специально взяла для примера "Лунную радугу" Павлова - книгу в целом очень интересную и хорошую.
НФ уже давно имеет право на оценки без скидок на жанр. Она - полноправная часть литературы, и незачем унижать ее приниженным спросом. Это только повредит ей.
Т. СУВОРОВА
(Верхотурье Свердловской обл.)
Мне 22 года, сделать я успел немногое - окончить с красным дипломом техникум, отслужить (с медалью "За трудовое отличие") в строительных войсках. Сейчас учусь на втором курсе института.
Вначале фантастика меня захватила остросюжетностью (период со второго по шестой класс), затем понемногу мое отношение, интерес к ней стали меняться. Сейчас для меня главное - язык и образ героя, его внутреннее состояние. Поэтому последние абзацы в "Пикнике на обочине" я не променяю на тонну "звездных опер".
Строго говоря, я ее не пишу. Во время сельхозработ и практик рассказываю по памяти. Иногда экспромтом и почти неожиданно для себя нахожу неплохой сюжет. Безусловно, в большой мере это игра, но я даю себе в этом отчет и пока не собираюсь коллекционировать отказы из редакций: пересказывая фантастику, я делюсь своим настроением и мыслями...
Вопросы вами поставлены прямо - и вопросы, наболевшие для фантастики. Что самое важное и почему?
Самое важное не то, что происходит на страницах произведения, а то, что творится в душе читателя. Казалось бы, такая трактовка снимает все ограничения с воображения - да, возможно. Но простите, сейчас я напомню вам о принципе, слишком часто забываемом по отношению к фантастике: о принципе партийности литературы. По-моему, принцип партийности - это не писать аршинными буквами лозунги, а воспитывать читателя. Пусть после прочтения фантастики температура души у читателя достигает "451° по Фаренгейту" - чтобы выгорел хлам мещанства.
|