Владимир Борисов
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© Владимир Борисов, 1990
Уральский следопыт.- 1990.- 5.- С. 51.
Публикуется с любезного разрешения автора - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Конечно, я не бог. Я месяц создавал человека, а он управился за сокращенный рабочий день, субботу. Но разве ж то была работа?
В. Савченко
Очень интересный показатель шкалы "Фантазия-2" - оценка человековедческой ценности, ведь литература - это человековедение (и обществоведение). Сила фантастической идеи зависит и от того, в какой мере она позволяет раскрыть (исследовать, изобразить) особенности человека и общества. Например, рассказ Александра Казанцева "Взрыв" (Тунгусский взрыв - катастрофа космического корабля с атомным двигателем) содержит идею новую и убедительную (на время появления рассказа, в 1946 году) - по этим показателям можно ставить высокие оценки, не ниже 3-х баллов. Но ни идея, ни рассказ не имеют человековедческой ценности. В форме рассказа изложена научно-фантастическая идея - и только. Позже И. Шкловский высказал в очерковой форме идею о том, что спутники Марса имеют искусственное происхождение. Форма разная - у Шкловского очерк, у Кузнецова рассказ - но в обоих случаях есть сильная научно-фантастическая идея - и нет человековедения.
Итак, 1 балл - чисто научно-техническая идея (ситуация) или идея, относящаяся к человеку (обществу), но не содержащая элементов новизны. В частности, известная человеческая ситуация, без изменений "разыгранная" на фантастическом фоне.
Увы, можно привести множество примеров, даже у сильных и известных писателей;
- Иван Ефремов, "Олгой-хорхой"; встреча с электрическим "червем" ничем не отличается от встречи со львом или электрическим скатом;
- Артур Кларк, "Из солнечного чрева": жизнь в недрах Солнца (чисто научно-техническая идея);
- Михаил Емцев и Еремей Парнов, "Сфера Шварцшильда": обнаружение "осколка от первых процессов мироздания"...
2 балла - о человеке (обществе) сказано уже известное, но есть новые детали, особенности и т. п. В частности, новые ощущения человека в необычной среде.
Примеры:
- Александр Беляев, "Человек-амфибия": ощущения "человека-рыбы";
- Генрих Альтов, "Девять минут": экипаж космического корабля без капитана (нормально работающий коллектив без начальника). В фантастике всегда - даже в далеком будущем - были капитаны;
- Джек Финней, "Меж двух времен": ощущение современного человека, попавшего в спокойный мир прошлого века - без автомобилей, телефонов, кино, без спешки и т. д.
3 балла - человек (общество) поставлен в необычные обстоятельства, благодаря чему в человеке (обществе) раскрывается нечто новое (по сравнению с более ранними произведениями).
Примеры:
- Герберт Уэллс, "Страна слепых": к зрячему в стране слепых относятся как к больному и собираются "лечить", выколов глаза;
- Дэниел Киз, "Цветы для Элджернона": изменение уровня развития человека позволяет проследить изменение взаимоотношений с окружающим миром;
- Станислав Лем, "Возвращение со звезд": особенности общества, в котором осуществлена "бетризация" (уничтожен страх, но с ним уничтожена и жажда поиска). ,
4 балла - новые принципы (или новое о принципах) построения общества. В частности, все существенно новые утопии и антиутопии ("Люди как боги" Герберта Уэллса, "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова, "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли).
Прежде чем поставить окончательную оценку, постарайтесь ответить:
- Что нового мы узнали о человеке и обществе? Велика ли "доза" новых сведений (мыслей); детали или нечто принципиальное? Может быть, что-то новое о принципах построения и изменения всего общества? Не завышена ли оценка? 4 балла - это уровень эпилога "Войны и мира" Льва Толстого...
Задание пятое: Оцените человековедческую ценность идеи в последнем прочитанном вами фантастическом произведении. Обоснуйте вашу оценку, отметьте то новое, что вы обнаружили.
Попробуйте улучшить оценку человековедческой ценности этой идеи.
|