Андрей Данилов
ГЛЯДЯ В БУДУЩЕЕ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© А. Данилов, 1984
Техника-молодежи.- 1984.- 8.- С. 14-15.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
|
"Полдень. 2017 год". |
Тема открытия новых миров, первой, подчас неожиданной встречи человека с посланцами иных цивилизаций, пожалуй, доминирует в творчестве современных художников-фантастов. В своих поисках живописцы и графики отталкиваются как от достоверной, "сегодняшней" информации о космосе, так и от тех научных предположений, которые пока не доказаны. И, конечно, только будущее покажет, в чем были правы, а чего недопоняли наши современники.
Графические работы саратовского инженера Евгения Савельева, которые мы публикуем, выполнены с помощью обычной шариковой ручки. Они составляют цикл "Будущее". Художнику оно видится ярким, наполненным запоминающимися событиями. Завтрашний (или послезавтрашний!) день, нашедший отражение в произведениях Савельева, - это гигантский скачок в интеллектуальном развитии цивилизации, торжество идей гуманизма. В то же время в рисунках просматриваются и отчетливые "земные" интонации: герои Савельева не роботы и не супермены, а самые обычные люди.
"Рождение нового вулкана". Человек, поставленный в самые экстраординарные условия. Наблюдая за разбушевавшейся стихией, он, вероятно, рискует жизнью, но долг исследователя и научная любознательность оказываются сильнее инстинкта самосохранения. Остроту ситуации подчеркивают и нестройные громады клубящихся облаков, и воздушные вихри, порожденные буйством подземных сил, и ползущие по ущелью трещины...
|
"Переезд в новый район исследований". |
Тем же напряженным ожиданием насыщена и работа "В атмосфере Венеры". Рисунок этот вполне мог бы называться "Контакт": исследователи "утренней звезды" встретили на маршруте невиданного, неизвестного им ранее обитателя планеты. Что несет в себе эта встреча? Какие взаимоотношения сложатся между людьми и многоногим монстром? Можно только догадываться. Но, кажется, экипаж летательного аппарата готов к любому повороту событий.
Совсем по-иному решен другой рисунок - "Переезд в новый район исследований". В нем, несмотря на фантастичность ситуации, угадываются отчетливые земные черты: растения, окружающие смельчаков, напоминают морские водоросли, существо, притаившееся за ближним барханом, похоже на пустынную ящерицу. Да и вездеход, который служит ученым для передвижения по инопланетным пескам, суть, по-видимому, модификация хорошо известного нам транспортного средства...
Этот прием - насыщение вымышленного знакомыми деталями - часто используют фантасты (и не только художники, но и писатели). Нет-нет да и увидишь в их сюжетах и композициях этакую "переработанную" земную символику. В таком подходе есть своя логика, которая диктуется двумя моментами: во-первых, некоторые теоретики утверждают, что жизнь на других планетах вполне может быть близка по формам к земной, во-вторых, импровизировать в диапазоне знакомых образов гораздо легче, а результаты получаются подчас значительно интереснее.
Завершают цикл "Будущее" два рисунка - "И снится нам не рокот космодрома..." и "Полдень. 2017 год". Наполненные светлой лирикой, они подчинены единой главной идее: нет на Земле ничего важнее человека, его замыслов и свершений. И для людей, в какую бы область Галактики ни забросила их работа, самой родной и близкой останется маленькая голубая планета, с которой стартовал когда-то первый спутник, открывший для человечества новую эру.
|
"Рождение нового вулкана". |
|
"И снится нам не рокот космодрома..." |
|
"В атмосфере Венеры". |
|