История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Андрей Данилов

ГЛЯДЯ В БУДУЩЕЕ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© А. Данилов, 1984

Техника-молодежи.- 1984.- 8.- С. 14-15.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

"Полдень. 2017 год".

Тема открытия новых миров, первой, подчас неожиданной встречи человека с посланцами иных цивилизаций, пожалуй, доминирует в творчестве современных художников-фантастов. В своих поисках живописцы и графики отталкиваются как от достоверной, "сегодняшней" информации о космосе, так и от тех научных предположений, которые пока не доказаны. И, конечно, только будущее покажет, в чем были правы, а чего недопоняли наши современники.

Графические работы саратовского инженера Евгения Савельева, которые мы публикуем, выполнены с помощью обычной шариковой ручки. Они составляют цикл "Будущее". Художнику оно видится ярким, наполненным запоминающимися событиями. Завтрашний (или послезавтрашний!) день, нашедший отражение в произведениях Савельева, - это гигантский скачок в интеллектуальном развитии цивилизации, торжество идей гуманизма. В то же время в рисунках просматриваются и отчетливые "земные" интонации: герои Савельева не роботы и не супермены, а самые обычные люди.

"Рождение нового вулкана". Человек, поставленный в самые экстраординарные условия. Наблюдая за разбушевавшейся стихией, он, вероятно, рискует жизнью, но долг исследователя и научная любознательность оказываются сильнее инстинкта самосохранения. Остроту ситуации подчеркивают и нестройные громады клубящихся облаков, и воздушные вихри, порожденные буйством подземных сил, и ползущие по ущелью трещины...

"Переезд в новый район исследований".

Тем же напряженным ожиданием насыщена и работа "В атмосфере Венеры". Рисунок этот вполне мог бы называться "Контакт": исследователи "утренней звезды" встретили на маршруте невиданного, неизвестного им ранее обитателя планеты. Что несет в себе эта встреча? Какие взаимоотношения сложатся между людьми и многоногим монстром? Можно только догадываться. Но, кажется, экипаж летательного аппарата готов к любому повороту событий.

Совсем по-иному решен другой рисунок - "Переезд в новый район исследований". В нем, несмотря на фантастичность ситуации, угадываются отчетливые земные черты: растения, окружающие смельчаков, напоминают морские водоросли, существо, притаившееся за ближним барханом, похоже на пустынную ящерицу. Да и вездеход, который служит ученым для передвижения по инопланетным пескам, суть, по-видимому, модификация хорошо известного нам транспортного средства...

Этот прием - насыщение вымышленного знакомыми деталями - часто используют фантасты (и не только художники, но и писатели). Нет-нет да и увидишь в их сюжетах и композициях этакую "переработанную" земную символику. В таком подходе есть своя логика, которая диктуется двумя моментами: во-первых, некоторые теоретики утверждают, что жизнь на других планетах вполне может быть близка по формам к земной, во-вторых, импровизировать в диапазоне знакомых образов гораздо легче, а результаты получаются подчас значительно интереснее.

Завершают цикл "Будущее" два рисунка - "И снится нам не рокот космодрома..." и "Полдень. 2017 год". Наполненные светлой лирикой, они подчинены единой главной идее: нет на Земле ничего важнее человека, его замыслов и свершений. И для людей, в какую бы область Галактики ни забросила их работа, самой родной и близкой останется маленькая голубая планета, с которой стартовал когда-то первый спутник, открывший для человечества новую эру.

    Андрей Данилов

"Рождение нового вулкана".

"И снится нам не рокот космодрома..."

"В атмосфере Венеры".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001