И. Черный
ДОБРАЯ «СТРАШИЛКА»
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© И. Черный, 2000
Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин» |
Аренев В., Никитинский Ю.В. Книгоед: Сказка для детей с крепкими нервами. - М.: АРМАДА: "Издательство Альфа-книга", 2000. - 218 с. (Замок чудес). 7 000 экз. (п) ISBN 5-93556-061-5
Помните старую детскую песенку о том, что "дети любят рисовать" на чем и где попало? Самое печальное то, считают авторы "Книгоеда", что ребятишки разрисовывают книжки. И не специально приспособленные для разрисовывания, а все подряд. Что может получиться из этого? Просто жуть! Одетый в дорисованный юным иллюстратором смокинг Маугли начинает отлавливать своих четвероногих братьев для городского зоопарка. Гигантский злобный Колобок съел бабушку, дедушку и всех тех несчастных животных, с которыми ему довелось повстречаться. Капитан Врунгель и старший помощник Лом становятся вялыми и апатичными из-за двух пририсованных букв в названии яхты ("НЕБЕДА" вместо "БЕДА"). Исправить все эти и многие другие несуразности и предстоит главному герою. (Любопытно, что в ряду героев классических детских книг появляется и булычевская Алиса Селезнева. Что ж, думается, это вполне справедливо. Уже несколько поколений наших детей выросло на книгах о "гостье из будущего"). Из своих головоломных приключений Эмка Солдатов выносит несколько важных уроков: книгу следует беречь, уважая труд создавших её; нужно уметь читать между строк, докапываясь до авторской сверхидеи.
Книга Аренева и Никитинского очень веселая и живая. Хотя в ней почти не чувствуется реалий современности, если не считать эпизода с незадачливыми живодерами-предпринимателями. Написан "Книгоед" в старых добрых традициях литературы для детей, сложившихся еще в 1960-1980-х годах. Может быть, это и хорошо? Когда "страшилка" добрая, а не заставляющая вздрагивать от каждого скрипа и шороха. Когда в книге нет сленга, льющегося нынче со страниц, кино и телеэкранов с таким напором и так прочно вошедшего в повседневное употребление, что, кажется, минет год-два, и этот псевдоязык станет нормой. Когда авторы растолковывают простые и вечные истины, а не пытаются обыграть сиюминутные реалии. Не потому ль и продолжают жить книги классиков детской литературы, что их создатели не торопились сделать из своих юных читателей преждевременно повзрослевших мудрецов, а старались сами уподобиться детям, проникнуться их проблемами и переживаниями? И в то же время не сюсюкали, а говорили почти как с равными себе. Почти. Потому что еще не пришла пора ребятне, "подобно богам, знать добро и зло" обо всем на свете. Всему свой черед.
|