[В. Бугров]
УРАЛ В СТРАНЕ ФАНТАСТИКИ
Переписка по просьбе читателя
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© В. Бугров, 1984
Комсомолец (Челябинск).- 1984.- 7 янв.- ( 3 (6870)).- С. 3.
Выложено с любезного разрешения Н. Г. Бугровой - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Интересную тему предложил читатель и редкую для газетной страницы.
"Здравствуй, "Комсомолец". Среди современной литературы фантастика занимает особое место. А интересно, существует ли она на Урале, можно ли, говоря в фантастике применить и ней эпитет "уральская". Расскажите об этом. Думаю, узнать это будет интересно не только мне. Студент ЧПИ Овсянников Андрей".
С этой просьбой читателя мы обратились к Виталию Ивановичу БУГРОВУ, как к знатоку фантастики по долгу работы (он редактор отдела фантастики журнала "Уральский следопыт") и как к автору книги "В поисках завтрашнего дня" - о фантастике вообще и об уральской, в частности.
Недавно из Свердловска от В. И. Бугрова пришло это письмо.
УРАЛ В СТРАНЕ ФАНТАСТИКИ
Андрей Овсянников прав: фантастика и впрямь занимает особое место в литературе наших дней. Тысячами названий исчисляется ежегодно выпускаемая в нашей стране беллетристика. Казалось бы, долго ли затеряться нашей героине в этих книжных курганах? Ведь ее-то издается у нас за год не более пятидесяти - шестидесяти книг. Однако ж она - на виду, и даже не приходится ей искать читателя: он сам днем с огнем разыскивает ее...
Итак, фантастика на Урале...
Первенцем ее можно считать повесть уроженца города Троицка Порфирия Павловича Инфантьева "На другой планете". Вышла она в 1901 году и имела подзаголовок "Повесть из жизни обитателей Марсе".
Много удивительного обнаруживает на чужой планете герой книги - русский студент, попавший на Марс вполне по-современному: "поменявшись" сознание с марсианином. Инопланетяне победили все болезни. Обучаются - с помощью гипнотического внушения ("гипнопедии" - как сказали бы мы сегодня). Железные дороги у них в виде труб, по которым сжатый воздух гонит вагоны: на кругосветное путешествие достаточно несколько часов... Но самое удивительное там - устройство общества. Судя по частным деталям, это коммунизм. Общество равноправных свободных тружеников. Однако судить об этом приходится именно по деталям: царскому цензору подобное устройство показалось, надо полагать, возмутительным, и он старательно вымарал все места, где прямо говорилось о демократичности общественного строя марсиан. Книга так и вышла с зияющими пустотами на многих страницах, вместо некоторых глав - лишь цифровое их обозначение.
Таков первенец уральской фантастики. О чем же пишут уральские фантасты сегодня?
Естественно, темой номер один остается для них космос. Искусственное солнце зажигают над оледеневшей иной планетой герои повести В. Крапивина "Я иду встречать брата". Следы космических пришельцев в Южной Америке изучают герои магнитогорца К. Нефедьева (роман "Могила Таме-Тунга"). Обживают далекую планету, устанавливая добрососедские отношения с аборигенами, коммунисты третьего тысячелетия в романе И. Давыдова "Я вернусь через тысячу лет".
Однако не сам по себе космос привлекает наших авторов. Психологические аспекты, морально-нравственная проблематика занимают в современной фантастике "космическое" место. Можно сказать это и о произведениях уральцев. Такова, к примеру, повесть челябинца М. Клименко "Ледяной телескоп" (1978), где с помощью парадоксальной ситуации (у героя появляется двойник гигантских размеров) по-новому прочитывается азбучная, казалось бы, истина: окружающие относятся к каждому из нас точно так, как сами мы относимся к ним, причина наших успехов и неудач - в нас самих и ни в ком ином...
Несколько слов о самом журнале "Уральский следопыт". Отношение его к фантастике сформировалось давно - редакция считает своим долгом всячески помогать становлению и дальнейшему развитию фантастики на Урале.
В 1981 году совместно с Союзом писателей РСФСР журнал учредил первую в нашей стране премию за лучшее произведение в фантастике. Называется она "Аэлита" и вручается ежегодно в Свердловске в "космическом" месяце апреле. Первыми ее лауреатами стали братья А. и Б. Стругацкие и А. Казанцев, старейшина советской фантастики. В нынешнем году "Аэлита" была вручена В. Крапивину за повесть "Дети синего фламинго".
В заключение - очень коротко - вот о чем.
Да, фантастика на Урале есть, говорить о ней можно и нужно. Но с одним непременным условием: ни в коем случае не вырывать книги уральских авторов из контекста советской фантастики в целом. Ведь никогда уральская фантастика не была явлением замкнутым, географически изолированным: всегда она переживала те же трудности и те же полосы взлетов, что и вся наша фантастика.
|