В. Борисов
«ПРОБУЖДЕНИЕ»
Скандинавская фантастика 70-х годов
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© В. Борисов, 1980
Молодой дальневосточник (Хабаровск). - 1980. - 18 мая. - 95 (10607). - С. 3.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007 |
Научная фантастика в Скандинавии в основном представлена так называемыми «романами о будущем», в которых сюжет зачастую утрачивает свою условность и на первый план выходит образ человека, для раскрытия душевных качеств которого используется весь богатый арсенал средств как реалистической, так и фантастической литературы. И это не случайность: наиболее значительные фантастические произведения в скандинавских странах написаны не профессионалами-фантастами. Так например, Карин Бойе (1900–1941), автор антифашистского романа «Каллокаин», известна прежде всего как поэтесса, Пер Вале (род. в 1926 году) приобрел популярность социально-критическими детективными романами. К фантастическим допущениям в своих произведениях обращаются в последнее время и многие другие писатели Скандинавии.
Из профессиональных фантастов наиболее известен датский писатель Нильс Нильсен (род. в 1924 году), написавший более двадцати романов и много рассказов. В одном из своих последних произведений, в романе «Планета автобродяг», он изображает технократическое общество 2045 года, в котором разрешены основные проблемы нынешнего человечества. Побеждены голод и войны, неизмеримо возросла материальная обеспеченность. Не ясно лишь, чем занять людей, всю работу за которых выполняют автоматы. Изолированная каста технократов – «вычислители», живущие отдельно от всего народа, пытаются решить проблему роста населения и преступности, совершенно не понимая ни психологии населения, ни его мироощущения. Повествование оканчивается уничтожением этого потребительского общества, зашедшего в тупик в своем развитии.
К сожалению, почти ко всем «романам о будущем», можно отнести один упрек: их авторы не только боятся научно-технической революции, но и не видят никакого выхода из создавшегося беспросветного, как им кажется, положения. Это хорошие и талантливые писатели, они разоблачают и обличают военно-бюрократический аппарат капиталистических правительств, всей душой стоят за демократию и гуманизм. И в то же время считают антигуманное развитие неизбежным, забывая, что любое развитие – дело рук человека и может быть им изменено.
Безнадежно мрачно выглядит будущее в романе шведского писателя П. К. Ершильда (род. в 1935 году) «Доктор для зверей», где нелепое господство автоматизированной бюрократии страшно в своей обыденности; в романе молодого шведского писателя Бертиля Мортенсона (род. в 1945 году) «Корабль в кембрийском периоде», где Лондоном 2300 года управляют уголовные преступники прошлого, переправленные в город на машине времени; в произведениях ряда других скандинавских писателей 70-х годов.
И потому особенно ярко выглядит на фоне этих безысходных картин интересный дебют 17-летней датчанки Пернилль Теннесен – фантастический роман «Винета – подводный город». Жители этого города, в большинстве – рабочие, лишь смутно помнят свое прошлое. Разбудить в трудящихся классовое самосознание – в этом видит выход из создавшегося положения молодая писательница. Роман заканчивается победой восставших в городе рабочих, но впереди и позади Вннеты лежат другие города. Они еще ждут своего пробуждения. Как ни наивен и символичен этот роман, его недостатки с лихвой возмещаются искренностью и глубиной замысла. Лишь такая направленность фантастики по-настоящему служит делу будущего.
В. БОРИСОВ.
|