Д. Биленкин
ФАНТАСТИКА И ЕЕ ДАРЫ
|
СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ |
© Д. Биленкин, 1970
Комсомол. правда.- 1970.- 5 дек.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Сколько стоит научно-фантастическая идея?
Вопрос на первый взгляд бессмысленный и, пожалуй, кощунственный. Фантастика - не наука. Это литература, литература, литература! Конечно, открытий я изобретений в ней масса. Но легче сделать вертолет из... почтовой марки, чем, руководствуясь предвидениями фантастов, построить самую крохотную машину времени. О чем тут может идти речь?
О фактах, которые заставляют кое над чем задуматься.
"...Идеи, которые фантасты высказывают в своем вольном поиске, становятся иногда предметом строго научного обсуждения. Так, раздумывая... над проблемой предохранения космонавта от неблагоприятных воздействий при будущих полетах на очень высоких скоростях я очень дальних расстояниях... медики и физиологи весьма серьезно заинтересовались "предложениями", высказанными писателями-фантастами".
Это свидетельство принадлежит такому авторитетному ученому, как академик В. В. Парка. Однако, хотя оно вроде бы прямо отвечает на поставленный вопрос, разговор пойдет не о такого рода фактах. Они, правда, не единичны, но достаточно редки. Поэтому отмежуемся сразу: бывает, конечно, что и фантастика непосредственно срабатывает на науку, но кому же не ясно, кто подлинный генератор идей? Отмежуемся, кстати, и от обвинений противоположного толка: фантастика - она литература, она искусство, а все к ней - чуть не с рублем, как можно... Можно! Ее чисто литературные качества мы вывели за скобку - в конце концов есть множество статей, где фантастика рассматривается только с этих позиций. Что же останется?
Современная фантастика поднялась на крыльях научно-технического прогресса - прямая связь очевидна. А как обстоит дело с обратной связью? Только ли "берет" фантастика, может быть, она кое-что и "дает"? Короче: работает ли фантастика на ускорение научно-технической революции, в если да, то как?
Нет исследований такого рода, а жаль, ибо дело, судя по всему, обстоит далеко не просто. К. Э. Циолковский говорил, что космосом его увлек Жюль Верн. Бесполезно гадать, что было бы, если бы издатель выкинул первый роман Жюля Верна в корзину я тот закаялся бы писать фантастику.
Выть может, Циолковский все равно занялся бы проблемой космических полетов, возможно, проявил бы себя в другой сфере, а возможно, так ничего бы и не сделал. Так или иначе, неосторожно было бы сбрасывать со счета, даже когда речь идет о свершениях века, магическое влияние хорошей фантастики на молодые умы. Ведь она увлекает мечтой - большой мечтой. А потом кто-то претворяет ее в жизнь.
Натяжка? Молодой ученый, наш современник, только начинал свой путь. Так было сколько угодно. Но ученый хотел осуществить... фантастику. Перенести в реальность то, что было содержанием одного давнего рассказа И. А. Ефремова. Фантастика предопределила устремление и цель. Прошли годы, а на этом пути ученый открыл способ трехмерной голографической записи.
Молодой ученый получил Ленинскую премию.
Его имя - Юрий Денисюк. Он сам рассказал в газете, как было дело. "Я не только не отрицаю своеобразного участия И. Ефремова в моей работе, - писал он, - но и подтверждаю его с удовольствием".
А сколько событий такого рода оставляют неуловимый след?
Теперь о другом. Популярность фантастики не требует доказательств. Но причины, причины? Есть и такое мнение: фантастика - занимательная литература, вот и все. Пусть даже так: занимательность не грех. Тем не менее в свете сказанного стоило, бы посмотреть, как все обстоит на самом деле.
Фантастику писали в пишут выдающиеся ученые - Циолковский, Обручев, Амосов, Хойл. Случайность? Вообще писателями-фантастами становятся, как правило, ученые и инженеры. Самый что ни на есть свежий пример: сборник "Фантастика 69 - 70" издательства "Молодая гвардия" (раньше такие сборники выходили три раза в год, теперь раз в два года). Большинство авторов этого сборника - дебютанты (хорошо, что издательство не изменило своей традиции - искать и находить новые силы). Так вот из авторов сборника можно было бы составить неплохой научный совет: три кандидата наук, молодые исследователи, инженеры; специальности - от астрофизика до историка.
Проведенное несколько лет назад социологическое исследование выявило тут одну особенность: многие читатели, прежде всего студенты, инженеры, ученые, ищут в фантастике свежие научно-технические идеи.
Любопытно... Приключения в их чистом виде, как выявил опрос, интересуют троих из ста, а вот свежих идей требует каждый второй. Но ведь "научно-технические" идеи в фантастике мнимые! Как прикажете понимать?
"При современных темпах развития науки ваши представления о природе меняются так быстро, что исследователям - да и всем людям - непрерывно приходится подвергать себя (применим полюбившееся Энгельсу выражение) процессу "полного линяния". Так думает академик В. В. Парин, и сходные мысли звучат в статьях многих других крупных ученых.
Потребность в "полном линянии" - объективная потребность эпохи научно-технической революции. Она должна удовлетворяться.
Значение оригинальных научно-фантастических идей не в том, что изредка они непосредственно помогают науке. Значение их в том, что они расковывают воображение, будят фантазию, выводят мысль за рамки привычного. Обычно мысль легче катится по проторенной колее, а новое лежит вне этой колеи. Свернуть, однако, непросто.
Так оно и должно быть. Давно известно, что фантазия есть качество величайшей ценности. А раз так, то нельзя пренебрегать хотя бы одним из источников повышения творческой активности.
Не только теория, живая практика наталкивает на эту мысль. В последние годы, когда у нас все шире стала преподаваться методика изобретательства, выявилась вот какая закономерность. Многое, очень многое в изобретательстве зависит от способности человека преодолеть психологический барьер привычного, подавить сознательное, а чаще подсознательное убеждение: "То-то и то-то невозможно". Оказалось, что при прочих равных условиях те люди, как правило, легче приходят к неожиданным перспективным решениям, которые всерьез читают фантастику. Сейчас уже ведутся эксперименты по развитию с ее помощью у изобретателей воображения и фантазии.
Как видите, тут есть пища для размышлений. Они тем более необходимы, что фантастика молодая, своеобразная, а потому непривычная ветвь литературы. Это затрудняет правильный подход.
Я привел некоторые факты взаимосвязи науки и фантастики, попытался уяснить, что они значат. Получилось, что обратная связь существует.
Правда, тут скорей всего нет особой заслуги самой фантастики. Это выплата долга, не более. Тут не надо преувеличивать. Просто надо подумать об умножении пользы.
|