Корней Арсеньев
ФАНТАСТИКА ГРАВИТАЦИИ
|
ФАНТАСТЫ И КНИГИ |
© К. Арсеньев, 1983
Техника-молодежи.- 1983.- 10.- С. 53.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Секрет тяготения, естественно, интригует не только ученых. Не меньший интерес проявляют к гравитации и писатели-фантасты: считают, что антигравитационный летательный аппарат, сокращенно "антиграв" или даже "антигр", весьма удобен для доставки, героев на место грядущих подвигов. Но вот насколько они продвинулись со времен Г. Дж. Уэллса? (Именно английский романист, напомним, первым отправил людей на Луну с помощью антигравитационной капсулы, главным отличительным элементом которой был знаменитый "кэйворит" - материал, экранирующий тяготение.) Ответить на этот вопрос, увы, не так легко - нынешние фантасты, опасаясь, очевидно, попасть впросак, как правило, не приводят "технических описаний" своих антигравитационных машин, а ограничиваются употреблением звучного термина. Редким исключением является опубликованная более десяти лет назад повесть ныне уже покойного американского фантаста К. К. Мак-Эппа "Забудь о Земле". Оговоримся, что это типичная "космическая опера", насыщенная экзотическими приключениями.
Но, что любопытно, галактические полеты ведутся там именно на антигравитационных кораблях. И Мак-Эпп в отличие от подавляющего большинства коллег не прикрывается стыдливой "завесой молчания", когда речь заходит о принципах, на которых они построены.
Хотя при всей заманчивости идеи антигравитации она столь же несовместима с твердо установленными основными научными представлениями, как и мечта о вечном двигателе, тем не менее в самой дерзкой попытке ее обосновать писатель-фантаст высказывает интересную мысль, переплетающуюся с научными гипотезами о природе гравитации.
"Удивительно, - думал Джон, - как много цивилизаций (по крайней мере, среди гуманоидных) пришло к изобретению гравитационного привода, причем на одной и той же технологической стадии. Будто это открытие запрограммировано в развитии каждой планеты..."
Теория гравитационного привода была одним из предметов, которые Джон, как и все его сверстники, изучал в академии. Он считал, что знает о ней ровно столько, сколько нужно всем, исключая физиков-теоретиков.
Широкомасштабному применению гравитационного привода предшествовали два фундаментальных открытия. Во-первых, было установлено, что гравитация вовсе не притяжение, а, наоборот, отталкивание. Во-вторых, как оказалось, отталкивание это можно экранировать плитой из специального сплава, когда она находится в некоем силовом поле, родственном электрическому.
Выяснилось, что пространство давит со страшной силой на каждую частицу материи. Если бы других частиц не было, она оставалась бы в покое: пространство давит на нее симметрично со всех сторон. Но если поблизости оказывается другая частица, она (пусть в ничтожной степени) экранирует давление на первую, и наоборот; естественным следствием взаимного экранирования является их сближение. Конечно, чтобы сошлись два электрона, разделенные, скажем, расстоянием в световой год, должно пройти весьма много времени. Но времени действительно много, а пространство терпеливо - из элементарных частиц составляются атомы, из них - молекулы, из тех - физические тела. Есть и силы, препятствующие слиянию всей материи вселенной в единый монолитный шар. Одна из них - это сила инерции, проявляющаяся, например, в случае обращающихся друг около друга микрочастиц или звезд. Вторая - электростатическое отталкивание одноименных зарядов: электрон отталкивает электрон, позитрон отталкивает позитрон. Можно упомянуть лучевое давление (например, в звезде, которая вот-вот взорвется), другие силы, которые не опишешь ни на одном языке, кроме математического.
Как бы то ни было, тело достаточной массы - это прекрасный экран, ограждающий от давления космического пространства. Человек на Земле частично защищен ею от давления половины пространства. Вторая же половина придавливает его к планете. И первобытные люди, с их разумным, но неверным стремлением принимать вещи такими, какими они выглядят, назвали это явление "гравитацией, полагая, что она следствие силы притяжения. Человек космической эры (сохранивший, впрочем, любовь к бесконечному усложнению простейших вещей, лучшим доказательством которой служит абсолютно неправдоподобная эволюция топливных двигателей) понял истинную суть гравитации и использовал ее в своих целях. Точно так же, как сделали другие столь же непрактичные, противоборствующие друг другу виды разумных существ...
Спустя десяток лет после выхода людей в межзвездное пространство выяснилось, что можно создать оптимальный экран от гравитационного давления. Человек, поднявший над головой такой (разумеется, активированный) экран, улетел бы в космос под действием остаточных сил отталкивания, проникающих сквозь планету и давящих на него снизу. Ускорение составило бы около 215 G; отсюда видно, что Земля экранирует примерно полпроцента давления половины всего пространства.
Постепенно научились создавать экраны любой желаемой формы. На базе узкого конуса, например, построен расчиститель, так называемый "разрывающий излучатель" - "отталкивание космоса" направляется на мешающий полету объект. Если повторять эту процедуру с определенным периодом, он просто-напросто распадается на атомы.
А если большой цилиндрический бак снабдить герметическим люком и на одном из оснований смонтировать управляемый экран нужного профиля, то получим основу космического корабля, который может стартовать прямо с планеты.
Поскольку ручное управление слишком сложно и опасно, приток энергии к экрану (экранам) регулируется специальным вспомогательным компьютером. А его, в свою очередь, контролирует главный бортовой кибер-мозг. Благодаря этому корабль способен даже на коротких дистанциях развивать умопомрачительные скорости. Гигантские ускорения действуют на пассажиров так же, как и на другие части корабля, и поэтому субъективно не ощущаются. Отклонения от равновесия, возникающие на оси корабля и в его задней части, компенсируются вспомогательными экранами. Такой космолет может, например, резко "отпрыгнуть" в сторону, если нет ускорения, действующего вдоль его оси. По ряду причин предельное ускорение не превышает 70 G...".
Вот так представляет себе американский фантаст практическое использование гравитационных сил. Давайте теперь вместе подумаем над несколькими вопросами.
1. Если гравитация действительно объясняется "давлением пространства", то смогли бы (хотя бы в принципе) работать описанные Мак-Эппом устройства?
2. Какие явные ошибки допускает писатель в своих рассуждениях?
3. Какие еще вы знаете НФ-произведения, в которых приводятся подробные описания гравитационных машин?
|