Валерий Алябьев
МЕЧТОЙ ОКРЫЛЯЯ НАУКУ
|
ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ |
© В. Алябьев, 1979
Техника-молодежи.- 1979.- 10.- С. 12-13.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
|
Вот так два десятка лет назад представлял себе ученый и художник астроинженерные сооружения. |
Мощь созидания и дерзновенная мечта более всего характеризуют XX век - эпоху научно-технической революции и бурного преобразования жизни всей планеты. Вновь, как и в далекой древности, стали сближаться прежде обособленные области человеческой деятельности: наука, философия, искусство, техника. Для каждой из них стал совершенно необходим взгляд в свое "завтра", поиск общей дороги к грядущей жизни.
Одним из тех, что первым в нашей стране шагнул к рубежам будущего, был Георгий Иосифович Покровский - ученый, инженер-изобретатель, профессор, воин, художник... О таких людях трудно говорить, последовательно анализируя различные стороны их деятельности, хотя каждая из них дает много пищи для размышлений. Но по-настоящему понять человека и оценить его дела можно лишь в их неразрывном единстве.
Георгий Покровский начинал свою жизнь как ученый, хотя путь его в искусство был не случаен. Чутко улавливая важнейшие тенденции эпохи, он неустанно воспитывал в себе способность к синестезии - к синтетическому комбинационному мироощущению, характерному для великих мыслителей всех эпох. Единство анализирующей мысли ученого и синтезирующей интуиции художника для Покровского стало основой подлинно творческого отношения к действительности.
Почти полвека назад в кабинете Покровского рядом с рабочим столом появился мольберт. Уже тогда молодой ученый пришел к мысли: "Чем многообразнее оказывается деятельность людей, тем чаще им приходится силой своего воображения создавать картины подлежащего реализации в будущем".
В 1936 году, придя в "Технику - молодежи", Покровский стал автором первых цветных иллюстраций в нашем журнале. В 50-е годы он создает первые произведения в жанре научно-фантастической живописи, опубликованные тогда же в "Технике - молодежи". Правда, термин "научно-фантастическая" на первый взгляд трудно применить к живописи и графике Покровского - настолько точна его техническая мысль, научная идея, выраженная в "художественно-проективной" форме. В 30-е годы среди его работ появились ныне уже осуществленные проекты "пневматической архитектуры" будущего, материалом для которой должны послужить конструкции, наполненные сжатым воздухом, рисунки мирных "танков-амфибий" (полярных вездеходов наших дней) и огромных, созданных из высокопрочных пленок подвижных плотин - регуляторов морских течений, эскизы грозных "авиаторпед" (прообразов современной ракетной техники) и "изотопических пушек", в которых происходит частичное овладение термоядерным взрывом. Позднее акцент в творчестве Покровского-художника все больше стал переноситься на разработку научно-технических проблем - воздухоплавания и космоплавания, энергетики и геоинженерии. Но, несмотря на подчеркнутую техническую "сюжетность" его картин, они оказались лишены специфически прикладного характера, большинству из них присуща особая и несомненная художественная выразительность.
Утвердившаяся в эстетике после Леонардо, Гёте, Ломоносова неразрывная связь научности мировоззрения художника и полнокровного реализма в его творчестве явственно воплотилась в творческой манере Георгия Покровского. Вслед за Валерианом Муравьевым, замечательным советским философом, ученым и социологом 20-х годов, основную задачу художественной деятельности Покровский видел не в "иллюзионистском" творчестве, а в творчестве, "реально преобразующем физическую, социальную и духовную природу человеческого общества. В своих "предложениях по развитию научно-фантастической живописи" он планировал создать в Москве Дворец мирового научно-фантастического искусства и на его основе организовать передвижную всемирную выставку. Кто знает, может быть, этим проектам еще суждено сбыться?
Все новое, талантливое, молодое в научно-фантастическом искусстве Покровский поддерживал всеми силами своего незаурядного таланта, выступая против того, чтобы "строгая логика научного предвидения заменялась... неопределенной эмоцией, недостаточно созревшей интуицией". Одним из первых он разглядел в современном советском научно-фантастическом искусстве характерные черты нового искусства эпохи научно-технической революции, увидел в ученом учителя для живописца, а в художнике - соавтора ученого.
ВАЛЕРИЙ АЛЯБЬЕВ,
искусствовед
|