ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ЧЕЛОВЕК
Конкурс-встреча между клубами любителей фантастики (Из опыта работы)
|
КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Судак, 1989
/ Подготовила С. Судак // Южно-Сахалинск, 1989.- 11 с.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004 |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ОТДЕЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ-УЧАЩИХСЯ 6-8 КЛАССОВ
ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО, ЧЕЛОВЕК
(Конкурс-встреча между клубами любителей фантастики)
(Из опыта работы)
г. Южно-Сахалинск
1989
Интересной формой работы, способствующей не только развитию познавательных интересов у любителей фантастики, но и близкому знакомству, сотрудничеству, обмену опытом, являются пресс-конференции и межклубные встречи-семинары, фестивали, конкурсы"
В данном опыте работы предлагаем Вам материалы конкурса-встречи, состоявшейся в 1988 году в г. Корсакове, в которой приняли участие пять клубов фантастики области: "Орион" (областная детская библиотека), "Социальная фантастика сегодня" (Пединститут), "Почемучки" (школа № 4 г. Корсакова), "Пульс времени" (ГПТУ-8 г. Корсаков). Встреча проходила на базе ГПТУ-8 г. Корсакова.
В конкурсе принимают участие несколько КЛФ. От каждого клуба должно быть не менее семи представителей. Условное название конкурса-встречи "Время. Пространство. Человек". Каждый клуб получит от организаторов конверт с приглашением, программой конкурса и заданиями. Задания помещены в четырех конвертах с надписями: "Вскрыть за три дня до встречи", "Вскрыть за сутки до встречи", "Вскрыть за час до встречи" и "Вскрыть за 15 минут до встречи". Чем позже предназначается вскрыть конверты, тем проще в нем задание и меньше требуется времени на подготовку.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КЛУБОВ ПО КОНВЕРТАМ:
I. Конверт "Вскрыть за три дня до встречи".
а) Подготовить инсценировку на 15 минут по мотивам произведений Кира Булычева.
б) Подготовить инсценировку на 15 минут по мотивам произведений братьев Стругацких.
в) Подготовить инсценировку на 15 минут по мотивам произведений собственного сочинения.
г) Подготовить инсценировку-диалог о космосе, взяв стихотворные публикации из журнала "Техника-молодежи". Выступление должно быть интересным, четким, отработанным, устремленным в будущее.
д) Подготовить инсценировку на тему "Школа 22 века". Инсценировка должна быть остросюжетной, социальной, нескучной и живой. Можно использовать произведения советских и зарубежных писателей-фантастов.
II. Конверт "Вскрыть за день до встречи"
а) Даны концовки строк стихотворения, необходимо дописать все, что не хватает для полного содержания:
............. Закаты и рассветы
............. зеленые корабли.
............. туманность Андромеды,
............. высокие огни.
............. пустыне раскаленной,
............. звездный свет,
............. созвездие Ориона,
............. небесный след.
б) На следующую тему написать стихотворение краткое и ясное: "Гимн ЭВМ. Век электронной техники, машины и автоматы заполнили все, наполовину заменили человека, встали на путь самосовершенствования, но не случилось бы беды, ведь все машины бездушны".
в) Из данного набора слов составить стихотворение в фантастическом жанре: космос, планеты, разум, иной мир, свет, костер, мечта, полет, синева, чудо, Земля, космический странник.
г) Даны первые строки известного стихотворения, дописать его:
Движение, движение
................
земное притяжение
................
и в сполохах рассвета
................
куда он и откуда,
................
стремительное чудо
д) Дописать стихотворение:
........... созвездья Зодиака,
........... Млечного пути,
........... таинственного мрака
........... чужие маяки.
III. Конверт "Вскрыть за час до встречи". Строго секретно!
Только для членов КЛФ! Внимание! Необходимо продумать и записать на обратной стороне карточки 5 вопросов на темы: космонавтика, фантастика, астрономия. Эти вопросы будут адресованы вашим коллегам из других клубов, которые также готовят вопросы для вас.
IV. Конверт "Вскрыть за 15 минут до встречи".
Прежде чем войдете в место проведения встречи, придумайте приветствие для жюри и участников встречи.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Каждая команда в заключительном туре конкурса должна удивить чем-то сверхфантастическим жюри и своих коллег, за что команды получают дополнительное количество баллов, судя по оригинальности, содержанию и остроте "удивления".
При получении приглашения и заданий каждый из КЛФ должен сразу же выслать организаторам списки представителей и свое согласие на участие в конкурсе. А также определить капитана команды, придумать эмблему и размножить ее для каждого представителя КЛФ. Участники конкурса-встречи должны быть тщательно подготовлены к конкурсу, находиться в расположении духа, хорошем настроении, уверенными в успехе. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, в жюри входит не менее трех человек. По прибытии на место проведения встречи необходимо пройти регистрацию, получить маршрутки и сдать ответы на высланные предварительно задания. По ходу конкурса можно устроить чаепитие, музыкальные и творческие паузы, дискуссии и прочее. Помещение, где проходит встреча, соответственно оформляется. Тихо звучит музыка, слышан ровный и спокойный голос ведущего и тихий ропот в зале... Конкурс начинается.
I-й тур: конкурса-встречи.
Каждому клубу даются маршрутки и проводник. Пользуясь услугами проводника, нужно совершить путешествие по определенной улице и составить фантастический отчет.
II-й тур: конкурса-встречи.
Проводники собирают все команды в кинотеатре, где показывают фантастический фильм. По окончании фильма все возвращаются для продолжения встречи. Заслушиваются отчеты, жюри их оценивает.
III-й тур: конкурса-встречи.
Проходит в уютной кают-компании. Конкурс знатоков. Каждой команде даются свои вопросы.
Вопросы для первой команды:
1.Когда и кем впервые была описана "летающая тарелка"? (Д. Свифт "Путешествие Гулливера", летающий остров Лапута).
2. Блиц-турнир:
а) Что произошло 30 июня 1908г.? (Падение тунгусского метеорита).
б) Что это за загадочный рисунок: круг, а в нем еще один круг (Это "вокруг")
в) Где находится край света? (Где граница тени)
3. Где предположительно открыта черная дыра? (Созвездие Лебедь, Х-I).
4. За две минуты придумать и нарисовать фантастического жителя неизвестной планеты, дать название планете, координаты и придумать имя инопланетянину.
5. "И вдруг я вспомнил, что когда мой друг улетал с Земли, он дал мне легкозапоминающийся телефон: 11 единиц и 5 пятерок". Где приведен этот образец межпланетной связи? (В. Шефнер "Человек с пятого "не").
6. В каких произведениях братьев Стругацких появляется тема контакта с иным разумом? ("Извне", "Малыш", "Жук в муравейнике", "Пикник на обочине").
7. Знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь, открывший 80003 мира, почетный доктор Университетов обеих Медведиц, член общества по опеке над малыми планетами". Кто этот человек? (Йион [Ийон - Ю.З.] Тихий).
8. "В общем комната оказалась неинтересной и можно было спокойно уходить, если бы не второй шкаф. Это был необыкновенный шкаф. Он был похож на будку телефона-автомата, но покрупнее. Мальчик подошел к стеклянной двери, заглянул внутрь. Вместо телефонного аппарата в будке была приборная панель, как в самолете. И он понял, что именно в этой будке хранилась главная тайна комнаты". Откуда эти строки? О каком главном герое упоминается в этом отрывке?
(К. Булычев "Сто лет тому вперед", Коля).
Вопросы для второй команды
1. Назовите имя поэта и прозаика XIX века, писавшего еще и фантастику. Ему принадлежит произведение "Гора звезды". (В. Брюсов).
2. Творчество какого писателя-фантаста, человека энциклопедических знаний, философа, историка, палеонтолога, было названо "энциклопедией будущего"? (И. Ефремов).
3. "Фазоциклер был деталью комбайна отражателя и служил для измерения плотности радиации в рабочем объеме отражателя". Кто придумал фазоциклер? (братья Стругацкие "Стажеры").
4. Блиц-турнир:
а) Показать карточку с геометрическими фигурами и центрами в них. Затем убрать ее и назвать, какие цифры были написаны, найти их сумму.
б) Что это значит: в перевернутой букве "в" вписано "Н3У"? (слово "внутри").
в) Как при помощи шести двоек получить число "семь". ((2+2+2):2+2+2=7)
5. Дать прослушать фрагмент из фильма "Люди и дельфины", откуда это?
6. Назвать не менее пяти произведений, в которых люди летают без всяких приспособлений.
(А. Беляев "Ариэль", А. Грин "Блистающий мир", С. Гансовский "Мечта").
7. Черный ящик. "Это была первая попытка в научно-фантастической практике, но не в научных целях использовать опаснейшее, страшнейшее оружие, которое могло служить и в мирных целях, которое сейчас широко используют не только в целях научных исследований, в медицине, но и в некоторых отраслях производства. Скажем еще, что в 1927 году это открытие или оружие считали сверхфантастическим, утопией, и которое сейчас не вызывает такого шокирующего удивления у людей как прежде. И еще надо сказать, что это оружие, даже не подозревая о возможности его реального существования, начале 20 столетия описал в одном из своих знаменитейших романов Герберт. Уэллс". Что это за открытие? В каких двух совершенно разных произведениях оно использовалось с одинаковыми последствиями? (А. Толстой "Гиперболоид инженера Гарина", Г. Уэллс "Война миров", изобретение - лазер).
8. Назовите фамилии известных советских ученых, изучавших проблему поиска внеземных цивилизаций.
(Шкловский, Кардашев, Троицкий).
Вопросы для третьей команды:
1. Назовите не менее 3-х произведений, где упоминается марсианский звездолет. (А. Толстой "Аэлита", Г. Уэллс "Война миров", А. Казанцев "Взрыв").
2. Соответствие созвездий зодиака месяцам. (Январь - Козерог, февраль - Водолей, март - Рыбы, апрель - Овен, май - Телец, июнь - Близнецы, июль - Рак, август - Лев, сентябрь - Дева, октябрь - Весы, ноябрь - Скорпион, декабрь - Стрелец).
3. Назовите 5 писателей, пишущих сказочную фантастику. (А. Азимов, А. Томин, К. Булычев, В. Крапивин, В. Шефнер).
4. Блиц-турнир:
а) Что это значит? (рисунок с роботом и цифрой 3 (А. Азимов "Три закона роботехники")
б) Рисунок с ракетой и цифрой 2 (А. Кларк "Двое в космосе").
в) Рисунок с девушкой и знаком М-31 (И. Ефремов "Туманность Андромеды").
5. Какой фантастический город по одной из версий назван в честь "большого медведя, живущего на горе, заднюю ногу которого съел легендарный богатырь Дёма"? ("Великий гусляр". К. Булычев "Чудеса в гусляре").
6. Старший научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, доктор исторических наук, переводчик, на счету которого свыше 40 фантастических произведений. (К. Булычев).
7. Назовите имя и фамилию подружки Алисы в прошлом и в каком произведении автор снова вернулся к образу этой девочки? (Юлия Грибкова, "Два билета в Индию".)
8. В этом ящике находится то, что некоторые инопланетяне называют "чистой воды ядом". Что же это за яд? (Чай. К. Булычев "Девочка с Земли", Громозека).
Вопросы для четвертой команды:
1. Назовите не менее 3 художников, рисующих на космические и фантастические темы. (Леонов, Соколов, Джанибеков, Лукьянец, Курнин, М. К. Чюрленис).
2. Вспомните не менее 10 фантастических фильмов, в которых инопланетяне посещают Землю. ("Семь стихий", "Инопланетянка", "Лиловый шар", "Отель "У погибшего альпиниста", "Тайна третьей планеты", "Ангар-18", "Гум-Гам", "Два билета в Индию", "Человек со звезды", "Жандарм и инопланетяне").
3. Назовите два вида аномального явления. ("Летающие тарелки", шаровая молния.)
4. В честь кого названы планеты Солнечной системы? (Меркурий - покровитель торговли, Венера - богиня красоты, Земля - низ, поверхность, древнеславянское слово, Марс - бог войны, Юпитер - царь богов, Сатурн - бог земледелия, Уран - бог неба, Нептун - бог моря, Плутон - бог подземного царства мертвых.).
5. Летчик-космонавт, доктор физико-математических наук, инженер, ведущий одной из популярных телепередач, космонавт, консультант при съемке фантастических фильмов. (Г.Гречко).
6. Назовите первое в мировой литературе произведение, где описаны люди коммунистического общества. (И. Ефремов "Туманность Андромеды").
7. Назовите не менее 5 фильмов с участием разумных машин или роботов. ("Планета Бурь", "С роботами не шутят", "Отроки во Вселенной", "Гостья из будущего", "Тайна третьей планеты").
8. У туземцев островов, расположенных в Торесовом проливе, единственным числительным являлись "урупун", что значит "1" и "окоза", что значит "2". Островитяне считали очень простым способом, понятным даже годовалому ребенку. Скажите, как бы туземцы произносили цифру: 4, 5, 6, если цифру 3 они произносили примерно так: "окоза-урупун". (4 - "окоза-окоза", 5 - "окоза-окоза-урупун", 6 - окоза-окоза-окоза").
Вопросы для пятой команды:
1. Назовите 10 советских журналов, печатающих фантастику. ("Юный техник", "Техника-молодежи", "Уральский следопыт", "Пионер", "Знание-сила", "Вокруг света", "Смена", "Наука и техника", "Природа и человек")"
2. Какой писатель кроме фантастики пишет стихи? (В. Шефнер).
3. Перечислить препятствия Сталкера в книге братьев Стругацких "Пикник на обочине". (Комариная плеть [Комариная плешь - Ю.З.], поток зеленки, пустышка, мясорубка, живые покойники, веселый призрак, шевелящийся магнит, браслет, золотой шар, ведьмин студень, булавки, жгучий пух, обруч, губка, зуды, газированная глина, белое кольцо, серебристая паутина, черные брызги, чертова капуста, смерть-лампа, рачий глаз, гремучие салфетки, птичьи погремушки, белые вертячки, этаки, бродяга Дик).
4. Академик, геолог, географ, путешественник, Герой Социалистического труда. Всю жизнь занимался любимым делом - изучением Земли. (В. Обручев).
5. Какое произведение И. Ефремова натолкнуло на открытие и что это за открытие? ("Тень минувшего", гелография [голография - Ю.З.]).
6. Автор утопического произведения "4338" (В. Одоевский).
7. Инженер-механик, изобретатель, мастер спорта по шахматам, автор научно-фантастических романов. (А. Казанцев).
8. Автор книг "Пришельцы ниоткуда". (Ф. Карсак).
В течение конкурса могут выпадать музыкальные паузы или творческие. Так как присутствуют 5 КЛФ, то и пауз должно быть 5. Вначале о музыкальных паузах. Необходимо иметь набор пластинок (5 штук), но чтобы в них была хотя бы доля фантастики или просто сказки. По примеру аукциона задаются вопросы: "Назовите остальные песни на пластинке", "Кто больше назовет приключений барона Мюнхаузена" [Мюнхгаузена - Ю.З.], "Перечислить всех героев этой сказки", "Назвать по характеру похожих на веселого Пифа мультипликационных героев". Творческие паузы заключаются в следующем: на большом листе бумаги вверху пишется пословица, поговорка, афоризм, передается по кругу, первый участник читает текст и пишет свой, немного переделанный, передает следующему. Примерные фразы:"Никто не обнимет необъятное", "Принимаясь за дело, соберись с духом", "Продолжать смеяться легче, чем окончить смех".
4-й турнир: театральный.
Отчет по предварительно высланному заданию, конверт № 1. Жюри оценивает по пятибалльной системе.
5-й тур: литературный.
Отчет по предварительно высланному клубу заданию, конверт № 2, Фантастическая поэзия. Оценивается по пятибалльной системе.
6-й тур: Фантастический.
Своеобразная литературная перекличка по произведениям советских и зарубежных писателей-фантастов. Каждой команде задается по одному вопросу о каком-то произведении, после двухлетнего [? - Ю.З.] размышления следует ответ. Вопросы задаются так: на рейке висят 5 воздушных шариков, в каждом из которых по вопросу. Капитан команды с завязанными глазами прокалывает шарик, вопрос выпадает.
Вопросы могут быть следующими:
1. Как называется солнце в "Плутонии" В. Обручева (Плутон).
2. Какие ощущения вы будете испытывать при нуль-транспортировке? (Никаких).
3. Чьи это и откуда: "...ох, стареем, друг, стареем!" (Тайна третьей планеты).
4. "Старушка думала на космолингве".Откуда эта фраза. (К. Булычев "Сто лет тому вперед").
5. Этот роман имеет подзаголовок "Закат Марса". (А. Толстой "Аэлита")
6. Назовите настоящую фамилию К. Булычева. (И. В. Можейко).
7. Первый советский писатель, для которого фантастика стала делом жизни. (А. Беляев).
8. Назовите самое длинное название произведения А. Беляева (Светопреставление).
9. Имя глазного героя романа "Человек-амфибия" (Ихтиандр). Автор книг "Магелланово облако" (С. Лем).
7-й тур.
Экзаменационно-космический по теме "Готовы ли мы стать космонавтами и отправиться в звездную экспедицию". Проверка на смекалку, сообразительность, находчивость. Игра подвижная с различными головоломками и задачами, кроссвордами и соревнованиями. Участники конкурса тянут жребий кому выпадает "+", имеет право принять участие в 7 туре. Жребий тянут представители от каждого КЛФ, если кто-то почувствует, что ему не под силу этот тур, он имеет право отказаться в пользу другого клуба, но при этом уже не будет иметь баллов. Те, кому выпал "-", выступают в качестве болельщиков. Они тоже могут принимать участие в соревнованиях на "лучшего космонавта", при этом можно получить дополнительные баллы в пользу своего клуба. Итак, участвуют две команды "юных космонавтов" и три команды болельщиков. Жюри оценивает задания по пятибалльной системе. Члены команд выбирают капитанов, дают название.
ЗАДАНИЕ:
1. Подготовить приветствия на инопланетянском языке. Перевести его.
2. Назвать в правильной последовательности планеты Солнечной системы.
3. Нарисовать расположение звезд любого созвездия.
4. Что вы возьмете в полет?
5. На подлете к Луне вам встретилась "летающая тарелка" с кроссвордом. Разгадать его.
6. Нарисовать любого гуманоида.
7. Приближается чужая планета. На корабле происходит авария. Выбрать решение: вернуться на Землю или высадиться на планету.
8. Задать друг другу вопросы. (Эти вопросы можно взять из конверта "Вскрыть за час до встречи").
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
1. Игра-автомат "звездный букет". Выделяется 5 игроков. На полу раскладывают 5 синих звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 красных звезд. Необходима собрать больше синих звезд, не взяв ни одной красной. Присутствующие имеют право кричать "бери!", "не бери!" Играющие берут только по 5 звезд.
2. Игра "Цветофон". Ведущий берет теннисные ракетки, обклеенные цветной бумагой. Зеленый цвет означает Землю, желтый - Луну, красный - Марс, белый - должны молчать. Показывая ракетки, ведущий просит, чтобы ребята по цвету называли планету.
3. Игра "Живой кроссворд". 5 представителей болельщиков получают карточки с цифрами от 1 до 5. Ребята прикрепляют их на грудь и запоминают свой номер. Ведущий читает рассказ, в котором встречаются цифры. Ребята должны быстро перестроиться так, чтобы получилось названное число. Например: от нашего города до космодрома 345 километров. На космодром отправилась группа в количестве 23 человек. На таксолете они добрались за 3 минуты.
4. Игра "Космонавты-умельцы". Выдается по кусочку пластика. За пять минут должны слепить предмет на космическую тему.
5. Игра "Космический аукцион". В игре все принимают участие. "Торги" проводит ведущий. "Мы сейчас с вами будем составлять цепочку слов по способу чайнворда. Каждое очередное слово в ней должно быть с той буквы, которой окончилось предыдущее слово. Если слово оканчивается на "ы" и "ь", то для очередного слова беремся предпоследняя буква. И еще условия: приниматься будут только те слова, которые имеют отношение к космосу. Итак, первое слово даю я. "Сатурн", начинают поступать слова на букву "н". Запас слов начинает иссякать. С третьим словом "торг" на букву "г" прекращается, в чайнворд принимается слово, названное последним. Команде предложившей его, начисляется один балл.
8-й тур: "Игровой".
Своеобразная фантастическая разминка. Заслушиваются приветствия и проводится конкурс на "удивление". Жюри оценивает по десятибалльной системе.
9-й тур: "Редакционный".
Во время 8 тура создается редакционная коллегия от каждого клуба, которая готовит свою газету "Молнию" или бюллетень о проходящем конкурсе.
Конкурс-встреча заканчивается. Жюри определяет победителей. Проходит награждение.
Подготовила Судак С. А., зав. отделом обслуживания.
Ротатор Сах. ОДВ.
Заказ № 15
июнь, 1989
Тираж 120 экз.
ЦДБ, ЦБ, городские, сельские биб-ки, гор(рай)оно
|