С. Ягупова
КТО ОНИ, ФАНТАВРЫ?
|
КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ |
© С. Ягупова, 1987
Крымский комсомолец (Симферополь).- 1987.- 31 окт.- С. 8.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Что за странное племя? Взрослая игра, наподобие игры в индейцев? И почему их "аж десяток" на полсотни литстудийцев? (То, что молодые поэты ходят табунами, никого не волнует, а между тем, поэзия - "высшая форма высокоорганизованной речи"). Да есть ли они вообще, эти фантавры? Может, сгинули, исчезли с лица крымской земли, после всех катаклизмов, которые пережила фантастика?
ХОЧУ обрадовать любителей жанра: фантавры [ФАНтасты ТАВРии - YZ] выжили, уцелели, но теперь перекочевали В секцию фантастики при Крымской писательской организации. Почему ушли из литстудии? Во-первых, выросли из ее коротких штанишек, а во-вторых, считают, что сегодняшняя литстудия морально устарела. Заниматься в ней - значит, в какой-то мере напрасно дразнить быка в самом себе.
Суть дела вот в чем. Семь лет литстудия работает с наиболее перспективной творческой молодежью из городских и районных литобъединений. Студийцев устраивают в гостиницу, оплачивают им командировочные. Перед ними выступают передовики производства, преподаватели университета, гости из столиц: известные писатели, ученые. Время от времени наезжают редактора центральных издательств, подбадривают, сулят... Вдохновитель и опекун студийцев, поэт Александр Ткаченко делает все возможное и невозможное, чтобы дать им не только своего рода литературный факультатив, но и при случае помочь где-нибудь опубликоваться. Вот именно - "при случае" и "где-нибудь". То есть, по сути студийцы поставлены в положение актеров без сцены, музыкантов без слушателей. Даже наиболее талантливым приходится выстаивать в многолетней издательской очереди, и нужно не только набраться терпения, но и не погасить творческий пламень, и нравственно сохранить себя, не озлобиться на писателей-профессионалов, для которых все-таки чуть больше зеленых огней.
Хочет того литстудия или нет, однако плодит хмурых, непризнанных гениев, способствует противоестественной конфронтации поколений литераторов. Могут возразить: а как же сборники молодых, литстраницы в газетах? Отвечу: все это не что иное, как дежурные, показушные газетные страницы или сборники успевших состариться студийцев. Нужны подвижные, небольшими тиражами издания, выходящие быстро, в срок. Скажем, студийный ежегодник или ежемесячное литературное приложение к "Крымскому комсомольцу".
Однако, если поэты и прозаики могут постоять, пусть в длинной, но все-таки очереди областного издательства, то фантавры сегодня лишены и этого, ибо "Таврия" пока не в силах переступить госкомиздатовскую инструкцию о централизации выпуска фантастики в Киеве. Между тем, областные издательства "Каменяр" и "Промiнь" сумели отбросить бюрократическую бумажку четырехлетней свежести.
В секции при Союзе писателей будет заниматься в основное прежний состав фантавров - то есть вчерашние литстудийцы, прошедшие испытание на любовь к фантастике через остракизм некоторых учреждений и отдельных лиц, не понимающих, что этот жанр именно "вездесущ" и наиболее эффективен как средство идеологического воспитания молодежи.
Так кто же они, фантаары? Инженер и врач, журналист я офицер, физик и преподаватель... Словом, молодые (еще!) люди, которые после напряженного трудового дня садятся за стол и пишут (вовсе не анонимки!). Сложной магией слова они пробуют познать себя, людей, мир, в котором живут. Почти все фантавры - активные участники общественной жизни области: выступают в газетах с очерками, статьями, рецензиями, на творческих вечерах, встречаются с молодежью Крыма. Некоторым фантаврам повезло: с трудом (но все же!) опубликовали они рассказы в центральных журналах и сборниках. В этом году журнал "Наука и религия" (начиная с № 7) печатает остропроблематичную повесть Юрия Иваниченко "Выборные" (реалистическую, но с фантастическими эпизодами). А в издательстве "Таврия" готовится его вторая книга, к сожалению, не фантастическая. Но фантастику Юрий не оставляет: в его домашнем портфеле много повестей и рассказов в этом жанре.
В следующем году в "Таврии" дебютирует книгой (тоже, увы, не фантастической) Даниил Клугер. Его историческая трилогия "Жесткое солнце" однако понравится и любителям фантастики - так ярко написана она. Даниил - автор интересного цикла космических пародий, некоторые из них опубликованы в журнале "Вокруг света".
Вот уже более года страницы областной газеты "Крымская правда" украшают боевые, блестящие корреспонденции Натальи Астаховой. У Наташи два стола: журналистский и писательский. Оба не конфликтуют, но и не уступают друг другу. Рассказы Астаховой можно прочесть в журнале "Советская литература", выходящем на многих европейских языках. Реалистическая фантастика молодой фантаврки обещает развиться в нечто оригинальное, самобытное, если... Если под ногами ее будет меньше камней преткновения. Хотя мудрецы и философы поют хвалу препятствиям...
В богатейшую историю древнего Крыма влюблен врач "скорой помощи" (он же - заочник ВГИКа) Олег Азарьев, а мы ждем от него сногсшибательных сюжетов. Между прочим, еще задолго до перестройки Олег написал острый рассказ о бюрократизме - "Канцелярия".
Лаконичны и интеллектуально отточены сатирико-юмористические рассказы преподавателя университета Александра Зарубина.
Не изменяют традиционной НФ керчанин Владимир Лось и алуштинец Сергей Могилевцев. Даровитый фантаст Александр Дуреев уже давно подготовил солидную рукопись. Предсказание на ходу: возможно, ее издателем станет "Молодь". Кстати, это издательство нынче успешно конкурирует с московскими. Фантастика "Молодi" и в самом деле молода, свежа и прекрасно оформлена. Свидетельство тому - недавний кассетный сборник, куда вошел цикл рассказов талантливой фантаврки Людмилы Козинец. "Молодь" и по той причине симпатична нам, что собирается издать сборник "Фантавры-2", который, надеемся, станет не менее популярны.м, чем предыдущий.
Пусть кто-то еще, не дает фантастике развернуть крылья, фантавры все равно продолжают несуетливо работать. А на досуге мечтают о книгах в родном издательстве и дальше, о публикациях в центральных журналах и сборниках, о собственном альманахе. Что ж, на то они и фантавры...
|