И. Халымбаджа
КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ФЭНДОМА
|
КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ |
© И. Халымбаджа, 1999
ЭТНЭ (Владикавказ).- 1999.- июнь.- 23 (74).- С. 21.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
Фэндом - неформальное объединение людей, любящих фантастику, а точнее, множество локальных объединений, так называемых клубов любителей фантастики (КЛФ) и ассоциаций любителей фантастики и ролевых игр, взаимодействующих благодаря переписке и общению на различных конах - конвенциях и фестивалях, в основном посвященных вручению различных литературных и окололитературных (иллюстраторам, издателям, редакторам, и т.п.) призов и премий.
Фэндом - явление интернациональное. Он существует в большинстве развитых и развивающихся стран. И международные конвенции и фестивали проходят на разных континентах (например, в Европе - "Еврокон").
Ежегодно проводится и грандиозный всемирный "Уорлдкон", собирающий тысячи фэнов из многих стран мира, в том числе в последние годы и из стран СНГ.
В США фэндом сформировался еще в 20-е годы нынешнего века, причем стихийно. С рождением первых НФ журналов, публиковавших не только рассказы, повести, романы, статьи, но и письма читателей и их адреса, любители фантастики стали переписываться друг с другом, некоторые завязали заочное знакомство с сотнями "собратьев по разуму". И как естественный итог заочных и очных знакомств - возникновение региональных и общенациональных конвенций. А вскоре фэндом началл формироваться и в других развитых и развивающихся странах.
В СССР попытку создания клуба или кружка фантастов предпринял было М. А. Булгаков в конце 20-х, но люди, которых он пытался привлечь в свой кружок, отлично понимали, чем грозит им участие в неформальном, пусть и литературном, объединении. Даже ведущий советский фантаст А. Р. Беляев, будучи инвалидом, вынужден был работать бухгалтером в Мурманске.
С наступлением "оттепели" наметились наконец перемены к лучшему. В советскую литературу пришел отряд молодых фантастов: братья Стругацкие, Днепров, Биленкин, Варшавский и другие. Стали появляться переводы, на первых порах только "прогрессивных" фантастов. И как результат - в крупных городах стали рождаться в начале 60-х годов первые КЛФ.
Начало было положено. Вскоре система ЛПФ (любительских переводов фантастики) стала работать не хуже небольшого издательства, насыщая черные книжные рынки дефицитной переводной литературой. Переводчики из Москвы, Ленинграда, Одессы, Николаева, Днепропетровска, Свердловска, Перми, Томска и других городов успели перевести сотни (!) романов американских, английских, французских, немецких и польских авторов. И пусть это в основном были подстрочники, слабые в литературном отношении, неточные, но именно они открыли начинающему советскому фэну, загнанному в собачью конуру убогого социализма, весь многокрасочный мир фантастики: героическую фэнтези, хоррор, научную, сказочную, мистическую фантастику, антиутопию - все, от чего старательно пыталась "оберегать" советского человека идеологическое ведомство.
Сплочению многочисленных КЛФ, возникших стихийно в стране во второй половине 70-х, во многом способствовало проведение в 1981 г. в Свердловске первого всесоюзного кона - фестиваля фантастики "Аэлита", посвященного вручению ежегодного приза в области фантастики. Впервые фэны из разных городов страны съехались на свой праздник, вволю общались, делились опытом работы, были потрясены возможностями клубной работы, о которых рассказал руководитель владивостокского КЛФ "Комкон-3" А. Корольков.
Именно на "Аэлитах" 80-х оформился отечественный фэндом, возникли межклубные связи, определилась структура российских конов (семинары, выставки, карнавал-маскарады, кино- видеопросмотры, пресс-конференции). На них оформились и зажили самостоятельно ролевые игры, межрегиональные группы и пр.
Отжили свой век ЛПФ, на смену им пришли бесчисленные профессиональные переводы, так что отпала нужда в прежних "печатках", кое-кто из переводчиков стал профессионалом.
Наряду с обычными КЛФ, возникли межрегиональные группы по интересам - "людены", изучающие творчество братьев Стругацких, или клуб "Лоуман" ["Лоцман" - ЮЗ] - поклонники творчества В.Н. Крапивина, кстати, имеющие свои собственные издания ("Понедельник", "Та сторона").
Количество возросло до астрономических цифр: появились такие коны, "Глипкон" (Иваново), "Зиланткон", "Дни Толкиена" (Казань), "Интерпресскон" (Санкт-Петербкрг), "Новокон" (Новомихайловское), "Сибкон" (Томск), "Белое пятно" (Новосибирск), "Нордкон" (Котлас), "Волгакон" (Волгоград), КЛФ "Нарт" (Владикавказ), "Веркон" (Екатеринбург), "Дальневосточное кольцо" (Владивосток-Габаровск-Комсомольск-Ю.Сахалинск) и многие другие.
С конца 90-х широкое развитие электронных средств связи, киберсетей Фидонет и Интернет породило не только волну WWW-страниц, содержащих тексты, библиографию, рецензии, новости фантастики, или страниц, посвященных персонально наиболее популярным авторам, но, и широкую переписку между фэнами по электронной почте.
Философ В. Степанов, организовавший в 80-х в Самаре КЛФ "Летящее крыло", высказал мысль, что фантастика подобна зачатку религии. Действительно, любая религиозная доктрина базируется на мифах и апокрифах о чудесных происшествиях.
Фэндом является оплотом нравственной частоты и идеалов. Может быть, потому что в книгах, которыми зачитываются фэны, Добро всегда торжествует над Злом, хотя сплошь и рядом бывает вынуждено временно отступать. В сущности, вся фантастика, особенно фэнтезийные романы, разрабатывают идею бесконечной, ожесточенной борьбы Добра со Злом. В среде фэнов сильны такие качества, как альтруизм. Нередко имеется общее имущество, общие библиотеки клубов, подобия музейных экспозиций. Не рассчитывая на вознаграждение, фэны набирают, сверстывают, распространяют свою фэн-прессу и фэн-литературу. На "Уорлдконах" никто не знает, сколько соберется гостей - 5 или 10 тысяч, потому что масса фэнов, "безденежных донов", добирается на перекладных, автостопом и т. п. способами, живет в номерах, снятых более состоятельными собратьями по фэндому, питается на бесплатных фуршетах, на которых "расплачиваются" только задушевными беседами "за фантастику".
На российских конах тоже масса гостей не пользуется услугами гостиниц, размещаясь "на постой" у местных фэнов. Впрочем, российские фэны всегда помнят, что им потребуются деньжата на обратную дорогу, и могут поторговать сувенирами, значками, фэн-литературой.
Фэндом сблизил, сдружил множество людей, внешне совершенно разных, но имеющих общие интересы.
Он ежечасно рождает новых, порой своеобразных, талантливых авторов - этому в немалой степени способствуют не только фэнзины и клубные страницы в местной печати, но и своеобразные школы литературного ликбеза, которыми являются творческие секции клубов, нередко преобразующиеся в литературные объединение, прообраз будущей ассоциации фантастов России.
В периоды социальных потрясений, эгоцентризма и эгоизма, развития хватательных рефлексов, собственнических инстинктов и падения нравственности КЛФ - островки незапятнанных корыстью человеческих взаимоотношений, проявления альтруизма, взаимопомощи, доброжелательного душевного общения, центры развития творческих задатков и навыков, совершенствования умения жить и работать в коллективе.
Воспитательное и социальное значение фэндома никем не оценено и не изучено, но оно, несомненно, велико.
Игорь ХАЛЫМБАДЖА,
г. Екатеринбург
|