История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

«ЧТОБЫ Я ПИСАЛ ПОБОЛЬШЕ...»

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Рыбаков, В. Передков, 1989

/ Интервью взял В. Передков // За знания (Комсомольск-на-Амуре).- 1989.- 1 июня.- 19 (423).- С. 4.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2005

ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ РЫБАКОВ - хорошо известный любителям фантастики писатель-фантаст, кандидат исторических наук, китаист, сотрудник Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. Родился в 1954 г. в Ленинграде. В 1979 году в журнале "Знание - сила" опубликовал свой первый НФ-рассказ. С тех пор опубликовано более десятка его произведений. Лауреат ленинградского творческого смотра "Молодость. Творчество. Современность" за рассказ "Первый день спасения". Лауреат Государственной премии РСФСР 1987 года за киносценарий "Письма мертвого человека". Сейчас в Ленинградском отделении издательства "Советский писатель" и в ФРГ готовятся к изданию сборники повестей и рассказов В. Рыбакова.

Вячеслав Михайлович любезно согласился дать интервью КЛФ "Апекс".

Корр.: Вячеслав Михайлович, если бы вы неожиданно встретили инопланетянина, какими были бы ваши первые слова и действия?

Р. В. М.: На этот вопрос еще не придумали лучшего ответа, чем тот, который С. Лем вложил в уста Пирксу: "Я бы им представился".

Корр.: Ваше мнение о КЛФ?

Р. В. М.: У меня нет развернутого мнения о клубах, разнице в их позициях и пр. Если есть фантастика и есть люди, которые ее любят, то объединения этих любящих людей - естественное следствие их существования.

Корр.: Как вы относитесь к "фанатам от фантастики", не признающим никакой другой литературы или, того паче, никого, кроме одного-двух писателей-фантастов?

Р. В. М.: Читающие только фантастику - это сумасшедшие. Они читают только ее не за то, что она - литература, а за то, что она от мозгов. Лучше уж клей нюхать - экземпляры книг достанутся более достойным читателям, которые будут читать о людях, а не об идеях.

Корр.: Что для вас было бы предпочтительней: обсуждение новой рукописи в КЛФ или же официальное рецензирование в издательстве?

Р. В. М.: Предпочтительнее всего для меня было бы увидеть свою вещь опубликованной, а уж потом отдавать ее кому бы то ни было на обсуждение. Обсуждающих рукописи не люблю - они всегда стараются быть - вернее выглядеть - умнее автора и всегда знают лучше него, о чем ему надлежит писать и как. Поскольку официальные рецензенты имеют власть над автором в этих ситуациях (в отличие от КЛФ), то рецензентов я просто ненавижу.

Корр.: Как вы пришли к литературному труду? Почему обратились именно к фантастике?

Р. В. М.: Писал, писал и пришел. Видимо, мне с детства было тесно в данной реальности. Первый фантастический рассказ я написал во втором классе. Лучше бы спортом занимался. Здоровье - ни к черту.

Корр.: Не мешает ли литературному творчеству ваша работа в институте? Фантастика - это хобби, или она уже становится основной работой?

Р. В. М.: И мешает, и помогает. Наука, особенно такая, как история, прочищает мозги и приучает мыслить социально. Ефремов - палеонтолог и историк, А. Стругацкий - востоковед, Булычев - востоковед... Времени, конечно, не хватает. С 1983 года, когда началась работа над сценарием, я живу в почти постоянной трудовой истерике. Легко писать для себя, для души. А когда научную статью нужно к срокам, а потом внести коррективы, а потом это никуда не идет, а потом уже, оказывается, наоборот, а тут начинающий автор звонит и спрашивает, как бы опубликоваться, а тут надо обсудить, работу аспиранта на ученом совете, а, оказывается, статью научную уже выкинули из журнала или просто потеряли и срочно требуют еще экземпляр (обязательно первый), и вдруг готовится сборник детской фантастики и говорят: неси завтра, у тебя же полный стол рукописей...

Корр.: Ваши самые любимые писатели и произведения, которые, несомненно, повлияли на ваше творчество?

Р. В. М.: В 1988 году вышел в свет 7-й номер журнала "Парус", полностью посвященный фантастике. Любители фантастики могут найти там ответ на этот вопрос.

Корр.: Каково ваше мнение о недавно опубликованной в "Румбах Фантастики" повести Ю. Медведева "Протей", больше похожей на пасквиль в адрес братьев Стругацких?

Р. В. М.: ...!!!

Корр.: КЛФ "Апекс" полностью разделяет ваше возмущение подобной "литературной поножовщиной". Отношение самих А. и Б. Стругацких высказано ими в их открытом письме прямо и ясно. Вам нечего добавить к нему?

Р. В. М.: Пожалуй, нечего. Разве только то, что, насколько я знаю, Борис Натанович сказал по поводу письма примерно следующее: "Ничего, конечно, мы от Юрочки не добьемся, но для молодых это будет хороший повод поговорить о морали - помнят ли они, что это такое, или думают лишь о том, где бы и как бы опубликоваться, и уважают лишь тех, кто публикуется где и как угодно, лишь бы много!".

Корр.: В одном из своих интервью, данных больше года назад КЛФ "Отражение" г. Саратова, вы сказали, что кинематографисты проявили интерес к повести "Доверие". Следует ли ожидать экранизации этой повести?

Р. В. М.: Пока нет.

Корр.: Как у вас возникла идея написания повести "Доверие"?

Р. В. М.: Как-то возникла. Первое, что я придумал, - это то, что будет человек, которого зовут Ринальдо Казуаз.

Корр.: Есть ли у вас "на выходе" новые произведения? Не расскажите ли вы своим читателям, когда и где можно ожидать их публикации?

Р. В. М.: В апрельской "Неве" вышел, кажется, один из лучших моих рассказов. В будущем году в Ленинградском "Совписе" запланирована книга объемом 18-20 листов, сборник. Возможно, в этом году выйдет книга в кооперативе - новая большая повесть "Очаг на башне", но это пока вилами по воде. Как, впрочем, и все остальное в наше время.

Корр.: Вас уже приняли в Союз писателей? Как вы туда шли?

Р. В. М.: В декабре 1988 года я прошел приемную в СП, затем Секретариат должен был утвердить или не утвердить прием. Вот мой путь в СП. Смешно, право. Бумажки, печати и ожидание.

Корр.: А вы не пытались стать членом Союза кинематографистов? "Письма мертвого человека", наверное, могут вам позволить это?

Р. В. М.: Я не очень рвусь туда (как и в СП не рвался - меня позвали), но, думаю, что по одному сценарию подавать неприлично, тем более, что он в соавторстве. Конечно, творческий дом киношников в Репино лучше, чем творческий дом писателей в Комарове - и кормят лучше, и санузел в каждом номере, и ехать на электричке от Питера на одну остановку ближе...

Корр.: Бывали ли вы на Дальнем Востоке и что бы хотели пожелать в заключение вашим читателям-дальневосточникам?

Р. В. М.: На Дальнем Востоке бывать не приходилось. А пожелать дальневосточникам, как и всем остальным читателям, хочу скорейшего прихода светлого будущего. Может, при коммунизме очереди станут поменьше.

    Интервью взял В. ПЕРЕДКОВ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ В. РЫБАКОВА

"Великая сушь" (рассказ) - "Знание - сила" № 1 1979 г.
"Художник" (р-з) - "Знание - сила", № 3 1981 г - сб. "НФ" вып. 25, 1981 г.
"Пробный шар" (р-з) - "Знание - сила" № 8, 1983 г.
"Все так сложно" (р-з) - сб. "Синяя дорога", 1984 г.
"На исходе ночи" (сценарий) - альм. "Киносценарии" № 1, 1985 г., (в соавт. с Лопушанским К.).
"Судьба человечества в целом" (статья) - газета "Заря молодежи" (г. Саратов), 04.10.86 г.
"Первый день спасения" (повесть) - ж. "Даугава", №№ 10-12, 1986 г.: сб. "День свершений", Л., Сов, писатель, 1988 г.
"Свое оружие" (р-з) - ж. "Нева", № 1, 1987 г.
"Зима" (р-з) - ж. "Наука и религия", № 6, 1987 г.
Стихи - газета "Советская молодежь" (г. Рига) от 20.06.87 г.
"Мы и есть будущее" (интервью) - газета "Вечерний Ленинград" от 07 11.87 г
"Домоседы" (р-з) - ж, "Урал", № 12, 1987 г.; сб. "Эстафета разума", Л., Детская литература, 1988 г.
"Люди встретились" (р-з) - ж "Простор", № 5, 1988 г.
"Ветер и пустота" (р-з) - ж. "Парус", №7, 1988 г.
"Доверие" (повесть) - ж. "Урал", № 1, 1989 г.
"Носитель культуры" (р-з) - ж, "Нева", № 4, 1989 г.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001