ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ ФАНТАСТЫ
[Геннадий Прашкевич]
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© Г. Прашкевич, 1979
Уральский следопыт.- 1979.- 6.- С. 68, 70.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
620219, г. СВЕРДЛОВСК, ГСП-353
ул. 8 МАРТА, 8, тел. 51-55-26
25 октября 1978 г.
АНКЕТА
1. Когда и почему Вы обратились к фантастике? Было ли опубликовано Ваше самое-самое первое НФ-произведение?
2. Ставите ли Вы целью своей работы в фантастике изображение будущего и его проблемы? Или всецело озабочено при этом насущными проблемами настоящего?
3. Высказывалось мнение о "кризисе" фантастики. Разделяете ли Вы эту точку зрения?
4. Каковы ныне, на Ваш взгляд, взаимоотношения фантастики и науки? Не исчерпала ли своих возможностей фантастика сугубо техническая?
5. Существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо ограничения, пределы фантазии, переступать которые не принято?
6. Фантастика - любимое чтение школьников - формирует из них неофитов в лагерь "физиков". А будущие "лирики"? Что даёт фантастика им?
7. Фантастика наших дней все больше сближается с "большой" литературой. Как Вы расцениваете это? Не растворится ли фантастика - в нефантастике?
8. Назовите наиболее интересные, на Ваш взгляд, произведения советской фантастики последних двух - трех лет.
9. Как Вы полагаете, на какую тему будет написан НФ бестселлер 2079 года?
10. Какая проблема (научная, социальная, нравственная) волнует Вас более всего? Над чем Вы сейчас работаете?
11. Что пожелали бы Вы журналу и его читателям?
Не скупитесь на мысли и улыбку, отвечая нам! Тем более, что не обязательно останавливаться на каждом вопросе.
* * *
Читатели, вероятно, заметили в нашем апрельском номере анкету, с которой мы обратились к писателям-фантастам. Там же были помещены ответы Сергея Абрамова, Генриха Альтова, Георгия Гуревича, Бориса Стругацкого. Повторяя в этом номере текст самой анкеты, публикуем еще одну подборку ответов на нее.
Геннадий ПРАШКЕВИЧ
1. Как это ни смешно, но именно самый первый мой опыт - фантастический рассказ "Остров Туманов" - и был опубликован а 1955 году в газете "Тайгинский рабочий". Некий туман, фильтрующий излучения, - мне казалось это безумно интересным... Но сам рассказ, как я вскоре понял, несмотря на то, что учился тогда в седьмом классе, - был исключительно беспомощен.
2. Я не часто обращался в своих вещах к далекому будущему, разве что в повестях "Сирены Летящей" и "Только человек". И, видимо, не скоро бы к будущему обратился снова, если бы не заинтересовался вдруг одним из парадоксов современного образования: как правило, мы готовим наших детей к будущему, исхода лишь из нашего сегодня и практически не представляя себе ближайших двадцати лет. А ведь детям нашим, тем, кого мы готовим к будущему, именно в будущем и придется жить. Отсюда вывод: будущим следует заниматься постоянно.
4. Я убежден, что фантастика пишется в основном людьми, близко знакомыми с наукой. Дилетантизм фантаста - катастрофа для читателя. Уэллс, Циолковский, Обручев, Азимов, Ефремов, Стругацкие, Гуревич. Казанцев, Днепров, Альтов - все они имели то или иное отношение к наука. Я убежден, что рано или поздно в фантастику придут профессионалы-философы, умеющие выделять новые категории и работать с ними чрезвычайно логично и смело... Что же касается фантастики сугубо технической, то ее экологическую нишу давным-давно заняла литература научно-художественная.
5. Фантазия писателя, как правило, ограничивается его вкусовыми нормами, организацией его ума Я не знаю, корректно ли это сформулировано: "пределы фантазии, переступать которые не принято"! Дело в том, что если есть некий порог, его все равно переступят (одна из важных конфликтных ситуаций мировой литературы). Так что само "преступление - непреступление" уже тема фантастики, а значит, вопроса как такового нет.
8. "За миллиард лет до конца света" братьев Стругацких и "Делается открытие" Георгия Гуревича.
9. Наверное, научно-фантастический бестселлер 2079 года будет написан все же на вечную тему-тему любви. Может, это будет любовь киборга и человека, может, любовь человека и пришельца, - даже неважно, будет ли она как-то связана с полом... Всем известны случаи "странной" любви человека к созданиям его рук - не пора ли взглянуть и на это, как на некую проекцию из будущего?
10. Мне кажется, человеку недостаточно уже чисто технических открытий. Мы давно ожидаем открытия принципиально и качественно нового, открытия, касающегося самой биологической сущности человека и идей, движущих человеком. Размышления об этом привели меня к повести "Парадокс Каина", над которой сейчас заканчиваю работу...
|