ПИСАТЕЛЬ ФРЕДЕРИК ПОЛ: «НЕЙТРАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ НЕВОЗМОЖНА»
Встреча с интересным человеком
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© Ф. Пол, В. Малов, 1987
/ Беседу вел В. Малов // Социалистическая индустрия (М.).- 1987.- 6 дек
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002 |
Ироничный, проницательный, умный, он верит, что разум всегда побеждает. Ради этого и написаны его книги - более тридцати романов и сборников рассказов. Недавно Фредерик Пол побывал в Москве - принимал участие в международной писательской конференции "Научная фантастика и будущее человечества".
Рабочие дни американского писателя были расписаны предельно жестко - встречи, беседы, интервью. Он отвечал на сотни вопросов, среди которых был и традиционный: какие проблемы больше всего волнуют фантаста?
С него началась и наша беседа.
- Уже более тридцати лет меня волнуют две-три главные темы, в основном связанные с защитой окружающей среды. Сейчас они знакомы всем, а тогда их исследовали только фантасты. Кое-что здесь меняется, я вижу сдвиги к лучшему. Однако над Америкой и над большей частью Европы по сей день идут кислотные дожди, выгода от использования минеральных удобрений подчас меньше, чем ущерб от них. Кроме того, мы до сих пор пользуемся топливом, которое загрязняет атмосферу.
Все это, видимо, и будет тревожить меня до тех пор, пока я смогу писать. Как видите, фантастов в первую очередь волнуют не абстрактные проблемы, а вполне реальные. Просто они немного "выдвинуты" в будущее. Однажды мой коллега Артур Кларк на вопрос - почему он работает в фантастическом жанре - ответил так: "Фантастика, как никакая другая литература, обращена к реальности..."
- Иначе говоря, в воображаемом мире происходят вполне реальные события. А за выдуманным, острым сюжетом стоят сложные нравственные проблемы, которые решает сегодня современный человек. Но зачем тогда весь этот фантастический антураж, неужели только для того, чтобы сделать чтение захватывающим?
- Фантастическое условие, невероятность ситуации помогают писателю, как под увеличительным стеклом показать то, чего ни в одном другом литературном жанре выразить невозможно. Приведу пример. В одном из моих рассказов "Похититель душ" доктор Хорн сделал важное открытие. Он изобрел аппарат, с помощью, которого разум, память, ощущения одного человека можно вложить в тело другого. На глазах изумленных свидетелей ученый провел опыт: поместил курицу и спаниеля в свой "поликлоидный квазитрон" и поменял им умы. Курица после опыта пыталась махать хвостом, а спаниель, царапая нос, умудрился склевать кукурузное зерно...
Фантастика? Конечно! Зачем менять местами тела и умы? Хорпу ясен ответ: чтобы спасти интеллект, знания, опыт великого ученого, неизлечимой болезнью приговоренного к смерти. А между тем в клинике для душевнобольных содержится пациент, тело которого совершенно здорово, но рассудок уже не спасти. Почему бы не поменять их местами? Немного жестоко? Но доктор Хори убежден - в данном случае обществу гораздо больше пользы принесет один полноценный человек, чем два, из которых он собран".
Как видите, небольшой поворот в теме, и выдуманная, в чем-то даже смешная ситуация превратилась в серьезную, острую нравственную проблему. И по тому, как ее будут оценивать горой, а вместе с ними и читатели, можно почти безошибочно судить о моральных качествах людей. Ведь тут просто невозможно занимать нейтральную позицию.
Вряд ли сам писатель всегда может дать готовый ответ, как решить ту или иную проблему, поднятую им. Но если она привлечет внимание многих, ответ будет найден скорее. Фантаст как бы добавляет зоркости остальным.
- Мистер Пол, а с чего началась ваша писательская карьера?
- С чтения. Читать фантастику я начал, когда мне было десять лет. Кто-то забыл у нас дома подшивку фантастических журналов. Они попали ко мне в руки, а к двенадцати годам я перечитал все, что только мог найти фантастического. В те времена - не то, что сейчас - фантастика в США публиковалась, в основном, в периодике, а отдельными книгами издавались только романы Жюля Верна, Герберта Уэллса, еще двух-трех писателей. В двенадцать лет я попробовал писать и сам. А в семнадцать, то есть пятьдесят лет назад, впервые опубликовался. Это было... фантастическое стихотворение в журнале "Удивительные истории".
- Наверное, фантастика, как и любой другой литературный жанр, требует от писателя каких-то особых качеств, например, недюжинного воображения?
- Прежде всего надо хорошо понимать суть происходящих в мире явлении. В особенности явлении технологического порядка, видеть, что они меняют в технике и в обществе сегодня, и представлять, какими будут в грядущем. Причем - вот парадокс - совсем не обязательно глубоко знать науку, поскольку она часто оказывается очень сложной для писателя. Вот вам пример - Рей Бредбери. В науках он, надо правду сказать, не особенно разбирается, но за счет воображения способен предвидеть будущее. Однако, несмотря на сказанное, знания никогда не повредят хорошему фантасту. Напомню: Айзек Азимов - доктор биохимии, а Грегори Дэмфи - доктор астрофизики.
Но главное, конечно, - постоянное стремление познавать мир и общество. Я довольно много путешествовал, во время работы встречался с разными людьми не только в Америке, но и в других странах. И понял - есть проблемы, которые волнуют почти всех. А как гражданин планеты Земля я постоянно чувствую беспокойство за будущее человечества, стараюсь подсказать если не выход, то хоть крупицу полезного, привлечь внимание к тому, что меня беспокоит.
- Выходит, фантастические сюжеты возникают из реальных впечатлений?
- Не так давно я закончил роман, действие которого связано с событиями в Чернобыле. Почему меня заинтересовала именно эта тема? Прежде всего самим фактом: ядерный "демон" вырвался из-под власти человека. А конкретным толчком было то обстоятельство, что у нас, в Штатах, размеры катастрофы явно преувеличивались. Хотелось разобраться во всем самому. При содействии Союза писателей СССР я некоторое время провел в Чернобыле, встречался с участниками драматических событий. Этот роман - фантастика, но основан на конкретном материале. В США произведение уже опубликовано, надеюсь вскоре с ним познакомятся и в вашей стране.
А вообще идеи как-то сами приходят в голову. То я нахожу интересный характер, за которым сам собой тянется сюжет, то набредаю на какую-то научную проблему. Когда все это оформляется в мозгу, начинаю писать рассказ или повесть, не имея никакой четкой сюжетной линии. Сюжет приходит во время работы. Я знаю, что многие писатели в этом отношении не так безалаберны и более методичны, чем я. Но могу работать только так, как привык.
Писатель открывает истины сердцем, талантом, интуицией, а читатель должен быть вооружен немалыми знаниями, чтобы понять эти истины. Надо изучать компьютеры, уметь пользоваться ими, хотя на первый взгляд это не имеет прямого отношения к чтению. Надо быть в курсе всех научных новинок, приобретающих со временем все большее и большее значение. Науку в свою очередь не одолеть без математики - все очень взаимосвязано... А без понимания науки мира сейчас не постичь.
|