История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Михановский

ВЕДЬ ПО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ...

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Михановский, 1989

В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 18, 28-30.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

АНКЕТА

1. Какие научные проблемы и гипотезы ставит НТР перед фантастикой в наше время?

2. Какие новые задачи возникли перед фантастикой в период возникновения опасности "звездных войн"?

3. Каковы возможности фантастики отображать героическое прошлое нашего Отечества на разных этапах его истории?

4. Какие направления, на ваш взгляд, характерны для фантастики 20, 80, 40, 50-х и далее вплоть до 80-х годов XX века?

5. Что вас привлекает в научно-фантастической литературе: динамичные, увлекательные сюжеты или концепции - футурологические, утопические, сатирические, игровые, сказочные и т. д.?

Эти вопросы были посланы писателям-фантастам.

ВЛАДИМИР МИХАНОВСКИЙ

ВЕДЬ ПО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ...

По какому ведомству прикажете числить сурового и горького реалиста М. Е. Салтыкова-Щедрина, на страницах которого мы вдруг встречаем градоначальника города Глупова, в голову которого вмонтирован "говорящий органчик" - вполне в духе современной биокибернетики? Или Н. В. Гоголя, нос героя которого вдруг отделяется и начинает вести самостоятельную жизнь? Я мог бы здесь назвать и Ф. М. Достоевского, и М. А. Булгакова с их фантасмагориями и совершенно невероятными с точки зрения "здравого смысла" происшествиями.

Вообще, увы, традиционное литературоведение не задумывается над тем, что нет крупных писателей "чистого жанра". Приведу здесь только один пример. Попробуйте втиснуть в подобное прокрустово ложе, скажем, А. П. Чехова с его "Черным монахом", имеющим явные элементы научной фантастики!

Наше время, думается, ставит перед всеми писателями, и, в частности, фантастами, особые задачи. При этом мне хочется напомнить мысль В. И. Ленина, высказанную им в беседе с известным английским фантастом Гербертом Уэллсом. Ленин подчеркнул, что в будущем наступит время, когда научный и технологический потенциал человечества, сделавшись огромным, практически бесконечным, заставит в корне пересмотреть саму мораль человечества, его вековые взгляды и этические нормы в отношениях между людьми.

И это действительно так. Возьмем, например, отношение людей к войнам, которые, увы, являлись неизменным спутником человечества на протяжении всей его истории. Прежде в войне были победители и побежденные, в наш ядерный век это исключено. Если разразится ядерная катастрофа, не будет ни победителей, ни побежденных: не уцелеет никто. На планете наступит "ядерная зима", которая, по расчетам авторитетных ученых, продлится не менее миллиона лет. Все живое исчезнет...

Таков нынешний научно-технический потенциал, таковы его разрушительные возможности.

Отсюда предельно ясная задача фантастики: в новых, изменившихся условиях с максимально возможной изобразительной силой бороться против войны, за выживание человечества. Всеми доступными средствами разоблачать тех, кто по неведению или злому умыслу толкает человечество к ядерной катастрофе.

Не будучи склонным переоценивать силу художественного слова, хочу все же сказать, что литературе принадлежит большое место в борьбе за умы, в воздействии на идеологию людей. Уж не говоря о том, что в обсуждении вопросов грядущего именно фантастике должно принадлежать особое место.

Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы развенчать лживую и порочную в своей основе концепцию "звездных войн", показать ее несостоятельность и абсурдность во всех аспектах - и техническом, и экономическом, и военно-стратегическом, уж не говоря - в общечеловеческом.

Думается, в фантастике, как и вообще в литературе, нельзя отрывать динамичные, увлекающие читателя сюжеты от их наполнения в первую очередь социального, от концепций, каковы бы они ни были - футурулогические, утопические, сатирические, игровые, сказочные или любые другие. Все компоненты неразрывно связаны.

Замысел может быть великолепным, но плохое "исполнение", вялый сюжет, бесцветный, невыразительный язык, плоские схематичные герои загубят его. Только органичное единство формы и содержания дает нам подлинное произведение искусства. Отсутствие любой из "составляющих", перечисленных выше, приводит к творческой неудаче.

Особого внимания заслуживает вопрос о том, какие научные проблемы и гипотезы ставит наше время перед фантастикой. Перечислить их невозможно, да и ни к чему: список их будет неуклонно расти с развитием науки и техники. Важно другое: в центре внимания НФ всегда будут фундаментальные физические понятия, такие, как пространство, время, гравитация. Я попытался затронуть последнюю проблему в романе "Шаги в бесконечности", вышедшем в издательстве "Мысль" в 1973 году. Впрочем, сказать, что из научных вопросов там рассматривается только гравитация, было бы неверно: ведь по общей теории относительности А. Эйнштейна и пространство, и время, и тяготение связаны в единый узел, который людям еще предстоит распутать.

Важная роль фантастики состоит в том, что она пробуждает у молодого читателя интерес к науке, являясь тем самым как бы мостиком в науке. Но если говорить о сверхзадаче НФ, то она мне видится в том, чтобы показывать, коротко говоря, необычное в обычном. Почему это важно? Дело в том, что мы живем в необыкновенно быстро изменяющемся мире, причем сами эти изменения происходят со все возрастающим ускорением. Рушатся понятия и категории, казавшиеся незыблемыми, со всех сторон к человечеству подступает лавина новой информации, которая угрожает затопить его. В этих условиях научная фантастика, как бы "взрыхляя" наше сознание показом реальности необычного, одновременно подготавливает почву для лучшего усвоения информации, несущей в себе сведения об окружающем мире. Кстати, быть может, именно в этом свойстве фантастики коренится и причина ее необычайной популярности не только среди молодежи, но и в других читательских слоях.

Думается, чрезмерно мало используют авторы еще одну благодатную способность фантастики - отображать героическое прошлое нашей страны, да и не только нашей, на разных исторических этапах. И здесь вовсе не обязательна порядочно-таки набившая оскомину "машина времени", которая, кажется, изжила себя. Тут возможны разного рода научно обоснованные гипотезы и допущения, которые по-новому высвечивают различные исторические пласты.

В этом плане хотелось бы привести примеры из собственной литературной работы. В историко-фантастической повести "Эстафета" ("Молодая гвардия", 1982) мне хотелось предложить гипотезу для разгадки одной из самых интересных и до сих пор не решенных загадок древних Олимпиад, происходивших в Греции.

...Известно, что современный олимпийский рекорд по прыжкам в длину, установленный Бимоном, считается великолепным, в течение многих лет никто из спортсменов не может не то что побить, но даже приблизиться к нему. В то же время, по свидетельству историков древности, вполне заслуживающих доверия, олимпионики Эллады намного превосходили в свое время этот рекорд. Как же этого им удавалось достигать? Каким секретом они обладали? Этому я и посвятил свою повесть, положив в ее основу ряд предположений.

В истории России меня давно привлекала эпоха Смутного времени, когда мутные волны вражеского нашествия прихлынули с запада на Русь. Недруги обложили Троице-Сергиеву лавру. Монастырь представлял собой достаточно слабую крепость, защищаемую плохо вооруженными и еще хуже обученными мужиками. Враг был вооружен до зубов, тяжелые" осадные орудия везли сюда чуть ли не из-под Варшавы. Казалось бы, дни лавры сочтены. Но тут произошло чудо, которое историки не могут постичь до сих пор: несмотря да все ухищрения, пришельцам так и не удалось овладеть лаврой. Защитники не сдали ее, отбили нападение, хотя им и пришлось претерпеть невероятные лишения. Как же им, это удалось?.. Чтобы это объяснить, я выдвинул гипотезу, которая никак не противоречит ходу исторического процесса. Рассказывать о ней не буду, она изложена в моей повести "Прыжок над бездной", которая вышла в 1987 году в Издательстве ДОСААФ. Мне хотелось провести в повести мысль о неразрывной, живой связи нашей современности с историческим прошлым, их взаимозависимости.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001