ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© Д. Пилипчук, Е. Лукин, 1989
/ Интервьюировала Д. Пилипчук // Учитель (Волгоград.- Гос. пед. ин-т им. А. С. Серафимовича).- 1989.- 28 дек.- 38 (1240).- С. 2.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
У ЛЮБОГО человека так случается: вдруг что-то понравится неожиданно и необъяснимо, ну, просто притягивает к себе. Так случилось со мной, когда я прочла в одном из номеров "Учителя" фантастический рассказ "Рыцарь Хрустальной Чаши". Было эта несколько лет назад. Потом авторы рассказа Любовь и Евгений Лукины еще несколько раз поразили меня умением в маленькой вещи сконцентрировать тонкое, остроумное и необычное видение совершенно обыденных явлений, хотя фантастика (их жанр) не может быть обыденной.
Я заинтересовалась творчеством Лукиных. Узнала, что они два десятка лет назад учились на нашем факультете и тогда, студентами, писали стихи. Я полезла в старые подшивки "Учителя", и вот - новая встреча с Лукиными (только тогда Люба была еще Белоножкиной), с их стихами.
Я была рада и взволнована, узнав, что можно познакомиться и с "живыми" писателями. И вот уже мы беседуем с Евгением Лукиным в редакции газеты "Волгоградская правда", где он работает.
- Сначала вы писали стихи, теперь прозу. Почему именно фантастику? Возвращаетесь ли к стихам?
- Никогда не прекращали писать стихи. Но в какой-то момент мне казалось, что поэзия потеряла читателя. Те из поэтов, кто хотел остаться искренним, замкнулся в узком кругу.
Фантастика представляла собой для нас любимое чтиво. Так как в 70-е годы ее печатали мало, захотелось восполнить этот недостаток чтения хотя бы своей фантазией. В 1975 году мы сочинили первый рассказ. Прочитали друзьям, посмеялись над получившимися ситуациями. В 1980 году нас угораздило написать что-то вроде повести, которая получилась ужасно лохматой. Так вышло, что рукопись пошла по рукам, многим нравилась. Тогдашний редактор "Вечернего Волгограда" Л. А. Куканов предложил сократить вдвое и напечатал. С этой публикации мы начали писать более-менее регулярно.
- В июньском номере "Учителя" за 1972 год ваш товарищ рассказывает о том, как вы несколько месяцев "шлифовали" одно стихотворение. Вы всегда подолгу работаете над произведением?
- Раз на раз не приходится. Бывает, что рассказик делается мгновенно, а вот большую повесть "Когда отступают ангелы" мы переписывали семь раз. Это не просто переписка, а переделка полная. Случается, что вещи застревают на месяц, на два. Хорошо, что мы не связаны сроками и договорами. Работаем не торопясь.
- Ваша фамилия - Лукин. Очень похоже на Лукиан... Неожиданно. Вы никогда не пробовали себя в сатире?
- Точно могу сказать: никогда не пытались писать научную фантастику. Юмористическое направление было с самого начала. Но где юмор переходит в сатиру? Границу определить трудно. Первые наши фантастические рассказы определили именно как сатирические.
- Писали ли вы крупные произведения? Какая участь постигла повесть "Скандал в городе", которую вы начали еще в институте?
- То, что я писал в студенчестве, растерялось. "Скандал в городе" не был дописан. Думаю, он и не мог быть дописан. Не хватало упрямства.
- Я читала, что ваши произведения переведены на многие языки. Где именно они печатались?
- У нас уже издано около 40 печатных листов. В ГДР были напечатаны два рассказа в альманахе "Световой год". Один из них - "Щелк" - со ссылкой на первую публикацию в "Учителе". Был рассказ в греческом сборнике, есть чешские, болгарские публикации. В 1984-1985 годах зарубежных публикаций у нас оказалось даже больше, чем русскоязычных.
- Тем не менее я, например, знаю, что в 1984 году ваш рассказ "Право голоса" занял первое место на Тбилисском молодежном конкурсе антивоенного фантастического рассказа. В 1986 году всесоюзное голосование клуба любителей фантастики (КЛФ) признало рассказ "Не верь глазам своим" лучшей публикацией года. А в следующем году такое же голосование включило повесть Лукиных в десятку лучших, которую возглавляли четыре произведения Стругацких и Булгакова.
Чем знаменателен для вас год уходящий?
- В основном ожиданием следующего. В 1990-м а Нижне-Волжском книжном издательстве выходит наш первый авторский сборник "Когда отступают ангелы". Можно сказать, это итог десяти лет. Недавно в журнале "Искатель" вышла повесть "Миссионеры".
- Вы пишете в соавторстве с женой. Как это происходит? Кто-то подает идею, кто-то ее реализует? Или работаете параллельно?
- Мы не профессионалы, у нас нет системы. А, может, оно и лучше. Профессионал рискует скатиться к штампам, а дилетант не знает, что можно и чего нельзя, поэтому иногда открывает новые ходы, новые формы.
Первая повесть писалась самым трудным, но и результативным способом, когда двое садятся и приговаривают все вслух, обговаривают варианты. Этот способ хорош, но труден, требует времени. А поскольку времени все меньше, приходится работать по-другому: пишутся отдельные заготовки, которые затем сводятся вместе; один пишет, а другой правит и т. д.
- Есть ли у вас настольный фантаст?
- Стругацкие. Вл. Гаков сказал великую фразу: "Стругацкие - это не писатели, это факт биографии". Их творчество взрослело вместе с поколением 50-х. Меня они в 12 лет заставили задуматься, сломали детское восприятие мира.
Беседа закончилась. Я ждала на остановке троллейбуса, и смотрела, как воробьи радуются оттепели и купаются в луже. В этом зимнем купании было тоже что-то фантастически веселое. И думалось о том, как много хорошего начинается в студенческие годы.
Интервьюировала
Дина ПИЛИПЧУК,
студентка филфака.
|