Александр ГРОМОВ: «ФАНТАСТИКА ЭТО ВРАНЬЕ, КОТОРОЕ НЕ ПРИКИДЫВАЕТСЯ ПРАВДОЙ»
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© 2000
Книжное обозрение. - 2000. - 28 авг. - ( 35). - С. 17.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
- Начну с главного. Очень мало приходит сейчас в российскую фантастику ученых, инженеров. Фантастику пишут бывшие журналисты, театральные режиссеры, сотрудники органов внутренних дел, а традиционный "поставщик" почти увял. Вы - одно из редких исключений в этом плане. Как вы объясняете сложившуюся ситуацию?
- Во-первых, это связано с общим разочарованием населения в науке - разочарованием понятным, многократно объясненным. Во-вторых, в последние годы сказываются еще и материальные проблемы научно-технического "состава" страны, поскольку уход в литературу - это не способ себя обеспечить. По крайней мере, в первые годы ученичества. Для отдельных удачников это может стать способом заработка через пять, через десять лет. А людям надо жить, надо кормить семью.
- А разве журналистам и режиссерам не надо кормить семью?
- Но это очень разные вещи - инженерное дело и сочинение текстов. Человеку из мира техники, если он решит начать писать, свое образование нужно фактически начинать заново.
- Ваш роман "Запретный мир" - яркий пример того, что человеку с научным складом ума не так-то легко переключиться на фэнтези. Больше подобных попыток не будет? "Ужастик", к примеру, не хочется сочинить?
- Понятия не имею, куда меня занесет в дальнейшем. В ближайшие год-два вроде бы не планируется.
- А что планируется?
- Который год зреет и уже, кажется, созрел замысел фантастического детектива. На современном российском материале, но со всеми атрибутами жанра. Будет и замкнутый круг лиц, и убийство в закрытой комнате, и попытки его распутать...
- Сейчас писатель Александр Громов живет благодаря литературным заработкам?
- Практически да. Процентов на 90. А десять даст моя работа в НИИ, которую я не бросаю, ибо мне там интересно.
- И в чем заключается эта работа?
- Известно, в каком состоянии находятся сегодня НИИ. Так что я прихожу на службу, запираюсь в своей комнате, и мне там никто не мешает.
- То есть вы там пишете?!
- В общем, да...
- А с начальством нет проблем? Оно знает?
- Начальство терпит. Все-таки что-то, кроме фантастики, я там делаю и полагаю, что свою ничтожную зарплату я отрабатываю. А кроме того, служба дисциплинирует: раз уж пришел на работу, хочешь не хочешь - работай. Просто так сидеть скучно...
- Вероятно, вы и писать начали от скуки?
- Было скучно представлять себе дальнейшую перспективу. Ну, сейчас веду блок, потом буду вести стойку, потом - шкаф, потом - кабину с какой-то аппаратурой. На это истратить жизнь? Я уважаю людей, которым это интересно. Но я, как выяснилось, получаю удовольствие совсем от другого.
- Удовольствие - в том числе и от чтения фантастики? Вы были прилежным читателем НФ?
- Нет. В юности читал фантастики очень немного. Из наших - в основном Казанцев, Гуревич, Росоховатский, Гансовский. Из западных, скажем, Кларк. И только в 23 года, когда я уже ходил на преддипломную практику, мне в институтской курилке сказали: дубина! Стругацких почитай! И дали мне "Сказку о Тройке". Мы потом скинулись с приятелем и заплатили машинистке, чтобы она нам ее перепечатала. Вот тогда я и заболел фантастикой. Но прошло еще три года, прежде чем я попытался что-то сочинить. Написал совершенно безобразный рассказик... Сейчас, оглядываясь, могу сказать, что это был эксперимент: может ли нормальный человек средних способностей, далеко не гений, сделать себя писателем? Я полагал, что период ученичества займет у меня пять лет. Был даже удивлен, когда издатели проявили ко мне интерес спустя четыре года.
- Как складывается ваш рабочий день? Вы дома вообще не пишете?
- В последнее время нет. Я прихожу на работу, включаю компьютер, настраиваюсь и начинаю медленно вгрызаться в тот мир, который я придумал. Где-то часа через два, что называется, можно начинать барабанить. Потому что я уже в этом мире, я вижу эти сцены, я вижу этих людей.
- А как вообще приходит идея для романа? Так сидишь, сидишь, и вдруг - бац! - надо бы написать вот об этом. Или всегда есть первотолчок со стороны?
- Я это отследил только один раз, когда писал маленькую повесть "Такой же, как вы" про людей-клонов. Я ходил по лесу и собирал грибы. После дождя свинушки вылезли совершенно одинаковые. Я даже удивился, что они все одного роста, одной формы. Тут же мысль перескочила на людей. Забавным было бы общество, в котором все люди одинаковые. Пусть даже внешне отличаются, но психологически одинаковые. Через пять минут придумалась сцена суда над убийцей. За что его судить, если любой другой в этой ситуации тоже убил бы? Вот это мне показалось интересным...
- Писатель-фантаст, в отличие от авторов других жанров, попадает в узкий мирок с достаточно специфическими законами. Ты ощущаешь давление цеховой среды?
- Подсознательно это в голове сидит, конечно, всегда. Но если это выходит на сознательный уровень, я думаю: а какого черта?! И не обращаю внимания... Круг общения-то у фантаста широкий. Есть коллеги, есть фэны, есть даже странные личности, которые озабочены "летающими тарелками", торсионными полями, ловлей ми-кролептонов при помощи осциллографа и прочими "кристаллическими свойствами атмосферы". Иногда нападет такой фанат с горящими глазами, начнет излагать свои теории, и стоит большого труда объяснить ему, что фантастика не занимается такими делами, что фантастика - это вранье, которое не прикидывается правдой. Она как фокусник, который говорит: "Господа, я сейчас за ваши деньги буду дурить вам головы". И публика довольна, потому что не грех обмануть человека, человек хочет быть обманутым. Грех выдавать обман за правду.
Беседовал
Александр РОЙФЕ
|