СКАЗКИ ВЕКА НТР
Мир приключений
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© С. Другаль, А. Андреев, 1987
/ Беседу вел А. Андреев // Железнодорожник Поволжья (Саратов).- 1987.- 29 мая.- С. 4.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003 |
Сегодня наш собеседник Сергей Александрович ДРУГАЛЬ, доктор технических наук, заведующий лабораторией механизации работ с сыпучими и смерзшимися грузами НИИ железнодорожного транспорта... Впрочем, любителям НФ литературы Сергей Другаль знаком, прежде всего, как незаурядный писатель-фантаст, чей первый сборник "Тигр проводит вас до гаража" (1984) сразу привлек внимание читателей. Добрый, гуманный, какой-то удивительно симпатичный мир будущего, лишенный, однако, черт умиленной слащавости, - мир С. Другаля предстает в многоцветье красок, россыпи забавных полунаучных-полусказочных ситуаций, обаятельных и очень разных героев - будь то работник Института Реставрации Природы (ИРП), их воспитанники - дети или их подопечные - ручные львы и тигры, инопланетная "гракула" и т. д. Главная мысль автора в рассказах этого цикла, подчеркивал в послесловии к книге Е. П. Брандис, "облагораживающее влияние природы, животных - друзей жизненно необходимо для человека - без этого его жизнь не может быть достаточно полной".
В минувшем году была опубликована новая повесть С. Другаля "Василиск", выводящая автора на новый виток осмысления "вечных проблем". Повесть писателя была названа в числе лучших НФ произведений года.
- Сергей Александрович! Как утверждают сейчас многие наши писатели-фантасты (например, Стругацкие, Булычев и др.), они пришли в фантастику случайно, неожиданно для себя. А вы?
- Представьте, тоже случайно. Первый рассказ был написан на пари. Я наудачу отнес его в сборник "Мир приключений", и рассказ тут же был принят... А вообще говоря, ничего удивительного в том нет, что в НФ пришли люди, которые не готовили непременно себя в писатели-фантасты. Как раз у тех, кто с самого начала готовит себя только в фантасты, гораздо больше неудач.
- Не так давно в журнале "Уральский следопыт" появились ваши "субъективные заметки рецензента НФ", прочитав которые, мы поняли, что вы не мало времени и сил отдаете работе с начинающими авторами. Как вы относитесь к творчеству тех, кто присылает свои первые произведения в журнал?
- Прежде всего, с уважением. Ибо любой литературный труд требует от человека умения самостоятельно мыслить, фантазировать, искать. Другое дело, что мотивы, движущие молодыми авторами, чаще всего просты - непременно увидеть свою фамилию напечатанной.
- Как мне кажется, некоторые читатели немного обижены на вас за ту статью. В самом деле, стоит ли так четко регламентировать, на какие темы можно писать, на какие - нет?
- Боюсь, что меня неверно поняли. Разумеется, для фантастики нет никаких "запретных тем". Просто советы, которые я попытался изложить в своей статье, относятся к тем авторам, кто только-только делает первые шаги на поприще НФ. Ведь действительно: присылает шестиклассник рассказ из "американской жизни". Ясно, что все это - лишь следствие того, что он прочитал. Или, например, получаю от четырнадцатилетнего мальчика НФ рассказ о любви с такой вот припиской: "Вы не думайте, что я ничего не знаю о любви, мы проходили в школе по литературе...". Но если "проходили в школе", это уж явно не свое, заемное...
- Кто такие, по-вашему, графоманы?
- Графоман - человек, лишенный способности критически оценить им самим написанное. К сожалению, в нашей почте произведения подобного рода авторов - не редкость. Но иногда вдруг находишь нового, интересного автора. Мы уже "открыли" в нашем журнале свыше двадцати авторов.
- Вы занимаетесь рецензированием рукописей по призванию или...
- "Или". Просто считаю своим долгом выручать заведующего отделом фантастики "Уральского следопыта" В. И. Бугрова, он один, а на него сваливается от 200 до 400 рукописей в год. Попробуй на утони в таком количестве!
- А у вас как хватает времени и на научную работу, и на литературу? И чему вы сейчас отдаете предпочтение?
- Времени всегда не хватает. И главное, конечно, для меня моя работа: у меня 30 авторских свидетельств и более 100 статей. Кстати, я не считаю себя писателем, фантастика для меня даже не хобби.
- Обращает на себя внимание, что фантасты, в основном, рекрутируются из представителей технических или естественных наук: Б. Стругацкий - астроном, В. Савченко - инженер, Е. Парнов - химик и т. д. Тоже случайность?
- Скорее всего нет. На мой взгляд, техническая интеллигенция, не имея гуманитарного образования, не страдает и столь ярко выраженными качествами конформизма. А ведь литература всегда - отрицание старого во имя нового.
|