А. Дмитрук
ГДЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ?
|
ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА |
© А. Дмитрук, 1989
В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 18, 21-23.
Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001 |
АНКЕТА
1. Какие научные проблемы и гипотезы ставит НТР перед фантастикой в наше время?
2. Какие новые задачи возникли перед фантастикой в период возникновения опасности "звездных войн"?
3. Каковы возможности фантастики отображать героическое прошлое нашего Отечества на разных этапах его истории?
4. Какие направления, на ваш взгляд, характерны для фантастики 20, 80, 40, 50-х и далее вплоть до 80-х годов XX века?
5. Что вас привлекает в научно-фантастической литературе: динамичные, увлекательные сюжеты или концепции - футурологические, утопические, сатирические, игровые, сказочные и т. д.?
Эти вопросы были посланы писателям-фантастам.
АНДРЕЙ ДМИТРУК
ГДЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ?
1. В последние годы я не заметил ни за отечественными, ни за иностранными фантастами особого желания выдвигать оригинальные научные гипотезы. Есть, конечно, исключения, например, интересная модель Г. Гаррисона о возможности сосуществования на Земле разумных рас млекопитающих и пресмыкающихся, выдвинутая в романе "На Запад от Эдема". Но в основном почти все довольствуются наличным набором физических, технических, биологических допущений. И в этом я не вижу беды. Наверное, во времена Жюля Верна фантастика сочетала в себе функции художественной и научно-популярной литературы; сейчас в этом нужды нет; ученые-специалисты не грешат отсутствием смелых, "безумных" предположений, а наше дело - живописать социально-психологические последствия НТР, их преломление в жизни и сознании человека. Конечно, заманчиво выдумать сногсшибательную конструкцию звездолета или, скажем, "доказать" возможность поездки к звездам на обычном велосипеде... но это уже, вероятно, не проходит по ведомству литературы; есть последние страницы журнала "Техника - молодежи". Ученый и инженер должны умереть в писателе. Пусть чудеса науки и техники остаются лишь предлагаемыми обстоятельствами для драмы человеческих страстей и общественных процессов.
2. Главная задача - это, по-моему, моделирование будущего в двух вариантах: мирном и военном. Все равно ни один вид искусства, кроме фантастики, этого сделать не может. Здесь пропагандистская роль НФ огромна и уникальна. Даже если в картине грядущего не присутствует тема сверхвойны - сам факт наличия цивилизации на Земле через 100 или 500 лет доказывает, что ракеты не взлетели. Что же касается чудовищного варианта "большого термояда" - здесь, мне кажется, единственно достоверным будет лишь предсказание абсолютного уничтожения всей земной биосферы, вплоть до бактерий. В этом смысле фильмы "Письма мертвого человека" или "На следующий день" слишком оптимистичны... Более специализированной, но не менее благородной задачей фантастики является показ ядерного разоружения и его следствий - экономических, политических, нравственных. Опять же - ни один вид искусства, кроме фантастики, не может показать в человеческих и национальных судьбах, сколь прекрасно будет время без оружия и страха.
3. С моей точки зрения, возможности самые широкие. Действительно, наиболее подходящим материалом для фантастики являются героические, переломные моменты истории. Фантастика обладает свойством "сгущения", предельной типизации реальных характеров, явлений, тенденций. В этом она сродни мифу и эпосу. Прием введения нашего современника в ткань минувшего или выходца из прошлого - в наше время; сопоставление нравов, мироощущений, укладов жизни разных эпох, - все это остается актуальным для фантастики, но не столько в познавательном, сколько в идейно-воспитательном плане. Примеры бесстрашия самоотверженности наших предков остаются живыми и действующими; так же отрадно сознавать, что и наш век создает характеры, достойные времен эпических.
Только не надо больше спекуляций на исторической теме, вроде вмешательства инопланетных пришельцев в Великую Отечественную войну. Это пошлость, дурновкусие.
(Пропускаю четвертый вопрос.)
5. Привлекает все, что делает фантастику полноценной художественной литературой, то есть подлинный человеческий характер в убедительных предлагаемых обстоятельствах, воплощающих непротиворечивую концепцию. Динамизм сюжета обязателен. Вообще близки футурология (утопия и антиутопия)" сказка, аллегория, философская притча. Отталкивает "фантастика ради фантастики" - джентльменский набор внешних, давно опошленных маскультурой звездолетно-компьютерно-хромосомно-лазерных штампов. Начинающих заклинаю: не пишите заведомую фантастику! Не начинайте рассказ фразой: "Космический крейсер "Королев-2" вышел из гиперпространства в звездной системе Икс-Игрек-Зэт"! Пусть из самой ткани написанного, из художественной необходимости вырастает ощущение фантастического мира. Автор не уместился в реальном, потому нарушил его границы - вот, вероятно, единственное "извинение" для фантастов...
|