История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФАНТАСТИКИ

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© К. Авис, А. Ивановская, 1983

Техника-молодежи.- 1983.- 1.- С. 17.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Где купить оцинкованные винтовые сваи https://svai-peresvet.ru/product-category/ с доставкой.

КЛОД АВИС - известный французский писатель-фантаст, автор многих книг, координатор Европейского комитета научной фантастики (впрочем, в научных кругах его лучше знают под настоящим именем - ПЬЕР БАРБЬЕ). Недавно ученый и литератор был гостем Союза писателей СССР. Корреспондент журнала "Советская литература" (на иностранных языках) АРИАДНА ИВАНОВСКАЯ задала ему несколько вопросов, ответы на которые, мы считаем, заинтересуют и читателей нашего журнала.

Итак, отвечает Клод Авис.

- Скажите, пожалуйста, как относятся сейчас на Западе, в частности во Франции, к научно-фантастической литературе?

- Фантастическая литература существует уже несколько столетий, она всегда привлекала и привлекает к себе повышенный интерес читателей. У истоков этого жанра стояли такие гиганты, как, например, Франсуа Рабле. Фантастика представляется мне в виде дерева, которое стало сейчас раскидистым, со множеством веток, обозначающих отдельные направления. Уже в XIX веке такие французские писатели, как Жюль Верн, Буссенар, и другие создали литературу, которую можно назвать чисто фантастической. Со временем от нее отделилась и сформировалась мощная ветвь - научная фантастика. В свою очередь, она дала новые ответвления - космическую фантастику и ряд других.

Кроме научной фантастики, мы на Западе выделяем в настоящее время, по крайней мере, еще две основные ветви - приключенческую фантастику, которую во Франции называют также героической, и разновидность, основывающуюся на мифологии, легендах, фольклоре, - разумеется, в новом, современном осмыслении.

Интерес к фантастической литературе на Западе сейчас очень высок. А во Франции популярность этого жанра не так давно скачкообразно увеличилась: произошел своеобразный взрыв, в результате которого 35 издателей начали публиковать научно-фантастические произведения. Со временем положение стабилизировалось, читательский спрос стал устойчивым, и теперь очень многие издательств? систематически выпускают литературу этого плана.

Среди современных французских писателей-фантастов я бы отметил в первую очередь Клода Синьоля, который использует как раз фольклор, народный сказ, а подчас осовременивает старинные французские легенды, в которых имеются элементы фантастики. Его произведения уже переведены на многие иностранные языки. Фольклорные темы использует также Лэме из Ниццы. Интересно творчество Филиппа Кюрваля и ряда других французских писателей. Однако я должен заметить, что у нас публикуется и фантастика не самого высокого качества. К сожалению, в довольно больших количествах.

- Как относятся во Франции к советской фантастике? Что привлекает в ней лично Вас?

- Мы считаем советскую фантастическую литературу самой оптимистической в мире. Произведения Ивана Ефремова и других советских писателей ярко свидетельствуют об этом. Они оптимистичны по самой своей природе, по самой сути, ибо все они говорят о том, что у человечества есть будущее, что люди сумеют избежать всеуничтожающей войны. Впрочем, очень многие современные писатели-фантасты" из других стран также исходят из того, что наука с ее достижениями сможет вовремя разрешить самые острые проблемы современности. К сожалению, этого нельзя сказать о ряде французских писателей, особенно молодых, которые пессимистично смотрят на будущее.

Мне лично представляется, что описывать опасности и ужасы ядерной катастрофы, безусловно, надо, - это тоже объективный вклад в дело мира, но при этом необходимо давать читателям и позитивную программу борьбы с нею.

- Как Вы думаете, способна ли современная фантастика успешно прогнозировать будущее?

- Писатели-фантасты издавна стремились заглядывать в грядущее, и часто весьма успешно. Вспомним хотя бы романы Жюля Верна, в которых он описал путешествие с Земли на Луну, угадав многое с очень большой точностью. А ведь они были написаны свыше века назад, когда технически эта проблема была еще совершенно неразрешима.

Что же касается прогностической функции современной фантастики, то, мне думается, она наиболее ярко проявляется в проблемах, связанных с освоением планет солнечной системы, в частности, с созданием крупных научных станций в межпланетном пространстве. Космическая фантастика - это, по-моему, одно из самых плодотворных и перспективных направлений жанра.

- Вы являетесь координатором Европейского комитета научной фантастики. Что это за организация, каковы ее цели?

- Это добровольная организация, охватывающая европейских писателей-фантастов от Атлантики до Урала. Наш комитет существует около семи лет; я был избран координатором три года назад. Председателем восточной комиссии комитета является советский писатель Алим Кешоков, а председателем западной - писатель из Великобритании Джон Бруннер. Каждые два года мы созываем Еврокон - конгресс европейских писателей-фантастов. В 1978 году такой конгресс состоялся в Польше, в Познани, в 1980 году - в Италии, в 1982 году - в Швейцарии, где, кстати, находится постоянный центр нашего комитета.

Цель его деятельности - поддержание мирных отношений в Европе и улучшение взаимопонимания между государствами с разным общественным строем. Этому способствуют как наши конгрессы, так и личные встречи. Мы считаем, что писатели-фантасты должны всемерно пропагандировать идеи мира и дружбы между народами. По моим наблюдениям, фантастика уверенно вышла на "мировую арену и в присущей ей форме решительно выступает за мир.

- И традиционный вопрос: над чем Вы сейчас работаете?

- Последнее время я работал над романом о большой межпланетной станции, находящейся между Землей и Луной. Деятельность этой станции базируется на мирном сосуществовании всех держав. В основу романа положены концепции выдающегося французского ученого Лагранжа, давшего в свое время знаменитое решение ограниченной задачи трех тел. Оно позволяет надеяться, что в космосе, в точке либрации системы Земля - Луна, появятся когда-нибудь огромные космические станции, оснащенные оранжереями и всем остальным, что необходимо для жизни многих тысяч людей.

По специальности я биолог, доктор фармакологии и биологии и, когда пишу фантастику, стараюсь привлекать побольше научного материала. Думая о будущем, я хочу быть разумным оптимистом: надеюсь, что человечество сможет избежать гибели, что у людей хватит для этого мужества, осторожности и мудрости. Но меня тревожит, что во Франции люди стали заметно привыкать к постоянной военной опасности, а ведь всемирная катастрофа пока не предотвращена. Она может произойти в любой момент, при этом убежища от гибели не будет ни для кого. Об этом никак нельзя забывать, и борьба за мир - главная наша задача.

Со временем я собираюсь написать оптимистический роман на эту тему.

Статья иллюстрирована работами с выставки "Время - Пространство - Человек".
А. КИРИЕНКО (Херсон). Кольцо Сатурна.
В. ХАКИМОВ (Ленинабад). Авиценна.
Г. ПОКРОВСКИЙ. Радиорелейная космическая станция.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001